Поддержка школ, находящихся в сложных социальных условиях
Согласно Государственной программе Кировской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595 «О государственной программе Кировской области «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы», основным приоритетом государственной политики в сфере общего образования является обеспечение равенства доступа к качественному образованию, обновление его содержания и технологий (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного и экономического развития.
Однако не удается обеспечить одинаково высокий уровень образовательных услуг во всех общеобразовательных организациях, независимо от места их расположения и контингента. Наряду со школами, обеспечивающими высокий уровень обучения, существуют школы, которые демонстрируют низкие образовательные результаты. Оценка образовательных результатов производится по совокупности оценочных процедур (ЕГЭ по математике и русскому языку, ГИА). В число неуспешных попадают в основном школы, работающие в сложных социальных условиях (район, где проживают семьи с социально-экономическим неблагополучием; район, считающийся криминальным; территориально отделенный район, имеющий проблемы с благоустройством; район с ограниченной транспортной доступностью и др.), со сложным контингентом (дети из малообеспеченных семей; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с особыми потребностями, дети с проблемами в обучении и поведении и др.).
Такие школы, как правило, не обладают достаточными внутренними ресурсами для организации эффективной работы (кадровыми, методическими, материально-техническими, финансовыми и др.). Поэтому для выравнивания шансов детей на качественное образование независимо от социального, экономического и культурного уровня их семей необходимо принять меры по поддержке школ на муниципальном и региональном уровнях.
По данным мониторингового исследования, проведенного в ноябре-декабре 2015 года, в котором приняло участие 497 общеобразовательных организаций Кировской области, 20 школ отнесены к школам, находящимся в сложных социальных условиях, что составляет 4% от общего количества общеобразовательных организаций (по сравнению с прошлым годом данный показатель снизился на 5,3%).
На основе данных мониторинга сформированы региональные реестры:
- 8 школ, в которых низкие показатели качества образования коррелируют с наличием негативных социальных факторов;
- 5 школ, в которых наличие негативных социальных факторов не оказывает негативного влияния на качество образования.
Институт ведет систематическую работу с коллективами школ, находящихся в сложных социальных условиях. В 2016 году работа велась по следующим направлениям:
1. Организована курсовая подготовка
- «Инновационный менеджмент в образовании»
- «Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС»
- «Психолого-педагогическая помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»
- «Профилактика асоциального поведения подростков»
- «Восстановительный подход к решению конфликтов в школе («Школьные службы примирения»)
- «Разрешение конфликтов в социальной и образовательной среде»
- «Развитие лидерских компетенций руководителей в условиях реализации ФГОС»
- «Сопровождение и оценка индивидуального прогресса обучающихся, работы с детьми с особыми потребностями, учебными и поведенческими проблемами»
2. Проведены вебинары:
- «Дисфункциональная семья: проблемы и пути их преодоления» (16.03.2016)
- «Психологические особенности детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях» (24.03.2016)
- «Интерактивные формы работы образовательной организации с семьями, испытывающими трудности в воспитании детей» (13.04.2016)
- «Реализация социального партнерства в современном образовании» (19.04.2016).
- «Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества» (18.05.2016) .
3. Организована работа по созданию внутришкольных систем оценки качества образования:
В 2015-16 учебном году проводились курсы по теме «Управление качеством результатов освоения ООП (метапредметных, предметных, регулятивных, коммуникативных личностных) в условиях ФГОС», работала творческая лаборатория по теме: «Управление качеством результатов освоения ООП (метапредметных, предметных, личностных) в условиях ФГОС»
С 2015 года работают три региональных инновационных площадки по следующим темам:
- «Внутренняя система оценки качества образования: информационно-образовательная средаобразовательной организации как условие эффективности реализации ФГОС и личностного развития учащихся» (МБОУ СОШ с УИОП №47 г.Кирова)
- «Внутренняя оценка качества результатов УУД обучающихся» (МБОУ СОШ №16 г.Кирова)
- «Модель оценки образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования» (МКОУ СОШ пгт Нема Немского района Кировской области)
- В 2016 году Проведено три областных семинара по созданию внутренней системы оценки качества образования, опубликованы методические рекомендации по теме «Проектирование внутришкольной системы оценки качества образования»