Медиаобразование

Медиаобразование (англ. Media education, от лат. media - средства) - направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации.

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

В КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» разработаны Методические рекомендации "Использование информационных технологий при получении услуг в электронном виде"

Медиаобразование в Кировской области

 

История медиаобразования. Медиаобразование ведёт историю с педагогического движения за приобщение школьников к лучшему пониманию киноискусства, распространённого в 40-50-е гг. во многих странах. Концепция медиаобразования начала формироваться в конце 60-х гг., когда возникли две относительно независимые линии - «критическая грамотность» и «визуальная грамотность».

Первая из них выдвинула основной целью «формирование критического мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большее распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.).

Вторая линия рассматривала в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США.

Идеология медиаобразования складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Маклюэна, А. Моля, С. Френе и других.

Идея международного движения по вопросам медиаобразования возникла в секторе информации ЮНЕСКО. В 1973 Международный совет по кино и телевидению предложил ввести в высшей и средней школе учебный курс по теории средств массовой коммуникации. Совет впервые определил медиаобразование как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. Такое понимание отличалось от простого использования средств массовой коммуникации как вспомогательных элементов в преподавании различных дисциплин.

Медиаобразование осуществляется в разнообразных школьных и внешкольных формах. Причем, в 90-е гг. XX века сложились два основных подхода к организации медиаобразования - интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиционных предметов) и специальный (введение нового предмета).

В середине 80-х гг. была высказана идея о необходимости сочетания «медиаграмотности» с компьютерной грамотностью, так как компьютер можно рассматривать как коммуникационное средство. С этого времени начался процесс объединения медиаобразовательных и компьютерных дисциплин.

В отечественных публикациях термин «Медиаобразование» до 1987 не употреблялся. Хотя ещё в 20-е гг. прослеживаются две основные линии, заложившие основы медиаобразования: кинообразование (И.В. Вайсфельд, Ю.Н. Усов и другие) и детское и юношеское журналистское творчество.

С середины 60-х гг. специалистами ведутся эксперименты по введению в учебный курс учебного предмета «Основы киноискусства», а с середины 80-х гг. - «Основы аудиовизуальной культуры». Наиболее массовыми формами медиаобразования стали радио-, теле- и видеостудии при учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования детей; лектории при кинотеатрах, клубы любителей кино, видео, юных журналистов и др.

К началу 90-х гг. идеи медиаобразования реализуются более чем в 40 странах. Значительную роль в развитии медиаобразования сыграли международные организации: ЮНЕСКО, Международная ассоциация визуальной грамотности (США), Центр связи между образованием и массовой коммуникацией, Совет культурной кооперации при Европейском совете (Франция) и другие. В Российской Федерации проблемами медиаобразования занималась Ассоциация деятелей кинообразования (1988) и секция массовой коммуникации (1974) Педагогического общества России.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 138-139)

Стратегия развития отечественного образования тесно связана с медиатизацией нашего общества и, соответственно, с интенсивным и качественным внедрением в образовательную практику информационно-телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения.

Приоритетными направлениями развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются также расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования.

Реализация в ИРО Кировской области программ и проектов, ориентированных на развитие отечественного медиаобразования осуществляется в рамках Государственных программ Российской Федерации: «Развитие образования на 2013-2020 гг.»; «Информационное общество 2011-2020 гг.»; Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г.; Концепция развития дополнительного образования детей («Развитие дополнительного и неформального образования и социализации детей», «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи»); Концепция долгосрочного социально‑экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и других. Согласно обозначенным документам постепенно реализуются возможности медиаобразования в условиях информатизации и общего и дополнительного образования детей.

«Медиаобразование, отмечает Е.Л. Вартанова (МГУ), - становится актуальным направлением в современном образовании. Среди его целей - повышение осведомленности аудитории о механизмах функционирования СМИ, о возможностях массовой коммуникации и последствиях ее воздействия на общество, формирование у молодежи критического отношения к медиа, развитие навыков свободного самовыражения. Важно, чтобы система школьного медиаобразования включала в себя не только теоретические, но и практические занятия по подготовке школьных газет, радио- и телепрограмм, интернет-сайтов».

Можно отметить, что новые Федеральные Государственные образовательные стандарты основного общего образования включают требования, обеспечивающие в образовательных учреждениях возможность записи, обработки изображений и звука; аудио-видео сопровождение учебных проектов; использование интернет ресурсов в ходе аудиторной и самостоятельной учебной деятельности; развитие медиаграмотности посредством кружковых занятий, факультативов и другой внеурочной деятельности.

Согласно новым стандартам основного общего образования «материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: выпуска школьных печатных изданий, работы школьного телевидения, проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением».

Анализируя новые стандарты и существующие подходы в реализации медиаобразования, нетрудно заметить ориентированность стандартов на синтез двух направлений: медиаобразование через систему дополнительного образования детей и медиаобразование через интеграцию его элементов в общеобразовательные программы.

Во многих образовательных организациях области обучающимся уже предоставлены возможности для создания разнообразных медийных продуктов: фото, компьютерной графики, образовательного видео, телевидения, радио, подкастинга, прессы, интернет блогов, сайтов, вики страниц и других.

В частности, в 129 образовательных организациях Кировской области выпускаются школьные и молодежные газеты, в 21 работает кино-теле-фото-медиастудии.

Процесс создания медиа следует рассматривать как особое направление деятельности, сопровождающееся педагогическим взаимодействием, в котором учащиеся имеют возможность проектировать и реализовать в экранном пространстве собственное видение определенного материала.

Вступая в семиотический диалог с экраном, учащийся вовлекается в изучение общих закономерностей медиа, по которым происходит интеграция аудиовизуальных средств воздействия на аудиторию. В то же время, указанный процесс подчинен общедидактическим принципам и закономерностям и поэтому предусматривает различия в потребностях и предпочтениях учащихся в медийном творчестве, а также предполагает активизацию их ценностного отношения к возможностям медиаэкрана.

Большую роль играет и вовлечение учащихся в различные конкурсы, связанные с медиа; стимулирование их участия в проектах, грантах и стипендиях. Равновесие технической и гуманитарной составляющих медиакультуры личности обеспечивается посредством таких педагогических методов, как метод проектов, КТД, импровизации, моделирования, эмоционального стимулирования и других.

Реализуя стратегию медиаобразования региона, мы ориентируемся на два ключевых вектора:

  1. формирование медиакультуры молодого поколения;
  2. обеспечение медиабезопасности молодого поколения.

Оба вектора требуют специальной программы комплексных действий, направленных на воспитание грамотного, высоконравственного, активного, здорового поколения, также формирование медиакомпетентности педагога в условиях медиатизированного общества.

Медиаобразование (media education) в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Много лет вопросами продвижения отечественного медиаобразования активно интересовалась Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России. С 2005 года издается первый в России журнал «Медиаобразование». Ряд образовательных программ внедрен в практику школ и обобщен в сборнике МГУ «Медиаобразование в школе» 

Вопросам медиаобразования на протяжении многих лет была посвящена деятельность Лаборатории медиаобразования ИСМО РАО

В октябре 2014 г. на первом Московском международном салоне образования в рамках мероприятий деловой программы прошло Всероссийское совещание организаторов региональных медиапроектов, участниками которого стали руководители наиболее значимых, имеющих свою историю российских медиафестивалей, форумов и слетов. Темой совещания была проблема развития медиаобразования в Российской Федерации, которая сегодня становится все более актуальной.

Единодушным решением собравшихся на совещании была учреждена Ассоциация специалистов медиаобразования (АСМО), в экспертный Совет которой была включена Кузьмина Маргарита Витальевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информационно-технологического и физико-математического образования ИРО Кировской области.

Оригинальные материалы по различным вопросам медиаобразования, медиакультуры, информационного общества, коммуникативистики публикует Международный электронный научно-образовательный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» (MIC)® .

Медиаобразование в Кировской области в разных формах развивается на протяжении многих лет. Для этого ведется большая работа, как с педагогами, так и с молодежью. Это курсовая подготовка, тематические семинары, совещания, конференции, конвенты, круглые столы, Недели информатизации образования. Большое внимание уделяется организации конкурсов, фестивалей, форумов, олимпиад, связанных с созданием и применением медиа.

Материалы по итогам этих проектов обобщены в более 100 публикациях сотрудников ИРО Кировской области.

Характерным является интеграция как нескольких направлений медиадеятельности, так и взаимодействие различных социальных структур, включенных в данные направления.

Например, деятельность «Экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» ориентирована на тему «Интеграция робототехники и медиаобразования как ресурс формирования метапредметных компетенций в образовательном комплексе (кластере) «Детский сад – школа – ВУЗ – предприятие».

Одинаково широко представлены при изучении, применении и проведении конкурсов различные медиа. В частности, предметных областей ИРО Кировской области, возглавляемой кандидатом педагогических наук Носовой Надеждой Валерьевной, проводятся следующие конкурсные мероприятия:

1.  Международный конкурс учебных видеофильмов на немецком языке «Gesehen. Gefilmt. Gelernt!»

2.  Всероссийский конкурс образовательных аудиовизуальных материалов «Начинаем урок»

3.  Межрегиональный конкурс школьных газет

4.  Областной открытый конкурс творческих работ «Компьютер в школе»

5.  Областной открытый фестиваль по робототехнике и интеллектуальным системам

6.  Областной открытый фестиваль юных изобретателей и рационализаторов

7.  Областной открытый конкурс «Интерактивная сказка»

8.  Областной конкурс «Современный урок математики с учетом требований ФГОС»

9.  Конкурс фотографий «Образование нового века»

10. Конкурс публикаций по тематике «Безопасный интернет», «Медиаобразование приходит в школы», «Все различны, все равны»

11. Областная олимпиада юных журналистов.

12. Межрегиональный фестиваль "РоботоБУМ".

При поддержке Лиги юных журналистов Кировской области, возглавляемой Кузьминой М.В., Ассоциации учителей и преподавателей информатики Кировской области, возглавляемой Чупраковым Н.И., Лиги робототехников-автоматизаторов, возглавляемой Скурихиной Ю.А. организована работа с партнерами и базовыми площадками, которые активно включаются в решение общих вопросов, связанных с медиаобразованием региона.

В частности, в рамках интегративного проекта базовая площадка ИРО Кировской области при МБОУ СОШ №45 им А.П. Гайдара г. Кирова провела совместно Центром робототехники и мехатроники ВятГУ «Фестиваль роботов».

Иновационная площадка ИРО Кировской области при МОАУ СОШ № 28 г. Кирова организовала проведение фестиваля «Если в руки просится перо».

В залах партнера института, Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена проводится Парад Вятской молодежной прессы.

Кировская областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Грина и Кировская областная научная библиотека им. А.И. Герцена и помогают в проведении областной олимпиады по журналистике «Конкурс журналистского мастерства».

По вопросам медиаобразоования при проведении Недели информатизации образования, Межрегионального Форума пресс-служб, Дня медиаобразования, различных сетевых образовательных проектов и программ с кафедрой предметных областей ИРО Кировской области активно сотрудничают партнеры из других городов и регионов и даже стран.

Это МГГУ им. М.А. Шолохова, Лига юных журналистов России, Молодежное объединение ЮНПРЕСС, МОО ДМО «Бумеранг», ООО Лаборатория Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ» инновационного фонда Сколково, Институт проблем лазерных информационных технологий РАН, ФГБОУ ВПО «СТАНКИН», Федеральный центр технического творчества учащихся, Министерство образования и науки Краснодарского края, Департамент печати и средств массовых коммуникаций Краснодарского края, ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок», МБОУ ДОД Центр детского творчества г. Владивостока, ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, КГАОУ ДОД ЦДОД «Краевой центр художественного творчества учащихся «Росток», Тверской государственный университет, Малая академия наук «Искатель» учащейся молодежи Республики Крым, ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», г. Йошкар-Ола, Чувашское региональное отделение Лиги юных журналистов Российской Федерации г. Чебоксары, Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Института иностранных языков и медиа-технологий Университета Грайфсвальда (ФРГ), Сетевое сообщество учителей немецкого языка как иностранного и другие.