Состоялся областной семинар по внедрению шахмат и шашек в образовательный процесс

На базе Института развития образования Кировской области прошел областной семинар по вопросам включения шахмат и шашек в образовательный процесс дошкольного и начального общего образования.

В мероприятии приняли участие представители министерства образования Кировской области и издательства «Просвещение», учителя общеобразовательных организаций, воспитатели дошкольных образовательных организаций и педагоги допобразования.

Напомним, что в начале учебного года в Кировской области по инициативе регионального министерства образования и Института развития образования стартовал региональный проект «Шахматы и шашки детям», в рамках которого 1000 наборов шахмат и 400 наборов шашек переданы в образовательные организации области. Спонсорами проекта выступили региональный координатор проекта «Крепкая семья» по Кировской области партии Единая Россия Сусанна Васильевна Аникитина-Юнгблюд, заместитель председателя Общественного совета проекта «Крепкая семья» по Кировской области партии Единая Россия Антон Валерьевич Караваев. Куратор проекта от института – кафедра дошкольного и начального общего образования.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась ректор Института Наталья Вячеславовна Соколова, которая подчеркнула, что в первую очередь, самим педагогам необходимо научиться играть в шахматы и шашки, правильно организовать свою работу, чтобы шахматы и шашки послужили на пользу детям.



«Положительный эффект таких образовательных ресурсов сложно переоценить, потому что они помогают развивать критическое мышление, понимать и грамотно применять стратегию и тактику», – подчеркнула ректор.

Реализация данного проекта будет осуществляться на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций и областных государственных общеобразовательных организаций, выполняющих функции опорных школ и профильных ресурсных центров.

Как отметила консультант отдела общего и дополнительного образования министерства образования Кировской области Наталия Владимировна Костицына, в рамках нацпроекта «Образование» с 2020 года в области на базе школ будут создаваться специализированные зоны – точки роста, где дети смогут играть в шашки и шахматы.



В рамках семинара был представлен международный и отечественный опыт внедрения шахмат в школьную программу, раскрыты особенности совместного проекта по обучению школьников игре в шахматы издательства «Просвещение» и Фонда «Шахматы в школе», а также прошла выставка учебно-методической литературы издательства «Просвещение», которая включает в себя учебники для начальной школы в бумажной и электронной форме, методические пособия для учителя и рабочие программы. Предлагаемые пособия помогут ребенку выйти за рамки регламентированного общеобразовательного процесса, раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал, а  также будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.



Ведущий методист отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций издательства «Просвещение» Ирина Сергеевна Бек-Назарова отметила, что шахматы обладают большим развивающим потенциалом, формируют математические способности.



«С помощью шахмат вырабатываются навыки прогнозирования, анализа и длительного решения задач, – подчеркнула Ирина Сергеевна. – Шахматы развивают абстрактное мышление, учат составлять внутренний план действий и повышают академическую успеваемость».

На семинаре прозвучали примеры исследований, согласно которым у детей, играющих в шахматы, показатели успеваемости в школе выше, чем у остальных.

Стоит отметить, что дошкольном образовании приоритетными являются развитие любознательности, индивидуальных склонностей и способностей, формирование математических представлений, умения самостоятельно решать жизненные и иные задачи, формирование предпосылок учебной деятельности. Реализация федерального государственного стандарта начального общего образования предполагает достижение трех групп результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных, предметных.

Однако, следует выделить проблемы в организации образовательной деятельности по реализации стандартов: однообразие форм, условий организации образовательной деятельности приводит к снижению её образовательного, воспитательного и развивающего потенциалов. Включение в образовательный процесс детских садов и школ обучения игре в шашки и шахматы позволит решить обозначенные проблемы.

Раздел: