Состоялся межрегиональный вебинар «Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества».

29 сентября 2015 года в ИРО Кировской области состоялся межрегиональный вебинар «феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества».

Материалы участников вебинара доступны по ссылке. Видеозапись вебинара доступна по ссылке

Цель вебинара: определение феномена патриотизма и возможности его воспитания в жизненном пространстве российского общества. 

Задачи:

1. Актуализировать проблему патриотического воспитания в жизненном пространстве российского общества. 

2. Раскрыть сущность патриотизма как категории жизненного самоопределения личности.

3. Определить факторы, влияющие на формирование патриотизма в жизненном пространстве российского общества.

4. Познакомить с опытом воспитания патриотизма в урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Участники: заместители директоров по воспитательной работе, классные руководители, педагоги дополнительного образования, специалисты в сфере культуры и спорта. Всего в вебинаре приняли участие более 90 человек со всей России: Москва, Владикавказ, Благовещенск, Барнаул, Псков, Екатеринбург и другие.

Основная мысль вебинара была озвучена в выступлении ректора ИРО Кировской области, д.п.н, профессора Машаровой Т.В. «Патриотизм как категории жизненного самоопределения личности в условиях российского общества». Она предложила понимание сущности феномена, указала наиболее значимые компоненты патриотического воспитания. Представила для обсуждения идеи, высказанные президентом России В.В. Путиным по поводу патриотизма как средства формирования единства многонациональной и многоконфессиональной страны, самоопределения идентичности личности.

В своем выступлении «Проблемы патриотического  воспитания подрастающей молодежи и возможности  их решения в условиях региона» М.Ф. Соловьева, к.п.н, доцент ИРО Кировской области определила  причины актуальности темы воспитания патриота, среди которых : ситуация с военными действиями на Украине и их восприятием в семьях граждан России, юбилей Победы в Великой Отечественной войне, утверждение Стратегии развития воспитания В РФ на период до 2020 года, завершение очередной государственной Программы патриотического воспитания в 2015 году и потенциал представленных ее проектов на следующий срок,  уточнила  взгляды научного сообщества на сущность проблем патриотического воспитания. При этом она обратила внимание на роль государственных органов, семьи и школы в направлениях, формах, методах патриотического и духовно-нравственного воспитания как основы патриотизма.

Малова Т.В., к.п.н, заведующий кафедрой педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области предложила нетрадиционный подход в планировании и организации патриотического воспитания. Она рассмотрела потенциал гендерного аспекта в воспитании мужественности, где героизма является высшим проявлениям мужественного поступка. Докладчик привела убедительные доказательства проявления мужественности в реализации социальных ролей в семье. Более подробно остановилась на роли женщины в создании условий для воспитания готовности у детей к мужественному решению, поступку в чрезвычайных ситуациях.

Система военно-патриотического воспитания в школе (из опыта работы) была представлена Жуковой О.В., заместителем директора по воспитательной работе МБОУ СОШ с УИОП № 47 г. Кирова. Ольга Владимировна выделила несколько направлений работы, которые за 25 лет существования школы позволили создать устойчивые традиции и бренд образовательного учреждения. К их числу относятся «Парад исторических войск», «Вечер встречи ветеранов трех поколений военных действий, деятельность клуба «Боевой братство» и работа Зала боевой славы КВАТУ. Она показала потенциал интеграции усилий педагогов, родителей, депутатов гордумы и конечно, самих детей. Естественно она выразила понимание того, что детей нельзя заставить быть патриотами, можно только воспитать качества в тех условиях, которые могут быть созданы в образовательной среде.

Примеры проявления системы патриотического воспитания на уровне многоаспектной деятельности педагога- учителя музыки, руководителя клуба-музея «Светлица» были достойно представлены в выступлении Байдуровой Ольги Григорьевны, учителя той же школы. Учитель ярко и эмоционально раскрыла сущность форм и методов работы: экскурсии, мастер –классы, клуб «Милосердие», праздники, проекты. На первый взгляд это известные формы работы, но в работке клуба – музея они наполнены своеобразием не столько от содержания, сколько от учета специфики состава актива и участников деятельности.  Важно отметить социальные проекты с участием 192 семейных команд- разработчиков сюжета тематических экскурсий по г. Кирову и области, 270 семей – участников КНИГИ ПАМЯТИ, где каждая строка книги написана из жизни близких людей, родственников- участников военных действий. Книга – особая память тех, кто уже не с нами, но в памяти наших поколений.

Своеобразную систему воспитания патриотизма на основе интеграции урочной и внеурочной работы представили учитель истории МБОУ СОШ №70 г. Кирова Семененко Ольга Михайловна, которая является членом Всероссийского военно-исторического общества, при этом в своей деятельности опирается на подвиги православных святых, героев Отечества.  Она активно использует возможности исторических событий, памятных дат. При этом учитывает индивидуальные интересы детей в проявлении творческих и исследовательских работ. Так, например, ее ученики известны как победители региональных конкурсов исследовательских работ тем, что используют видеофрагменты исторических реконструкций военных действий с использованием фактического материала из семейного или государственного архива, что создает единство деятельности семьи, педагога и родителей, но в большей степени сотворчества педагога и ученика.

Наиболее эмоциональным, но одновременно и информативным, стало выступление
В.И. Кощеевой, краеведа, организатора Культурно-просветительского Прозоровского общества. Ее деятельность как патриота – исследователя края в наибольшей степени проявилась после выхода на пенсию. Одно из направлений исследований – деловая культура наших купцов- благотворителей в области образования, культуры и социальной сферы. Второе направление напрямую связано с ее освещением детства военной поры, что находит отклик в сердцах слушателей любого возраста.  Она тесно сотрудничает с рядом школ города, студентами вузов, читательских клубов библиотек, нередкий гость в детей-правонарушителей. Кощеева В.И. остановилась на вопросах формирования патриотизма через бытовую сторону войны, проявление отношений к блокадным детям, матери, которая работала за себя и мужа, сверстникам. Привела примеры нравственного подвига учителей в годы войны. Участники вебинара прочувствовали ее состояние и откликнулись своими суждениями, размышлениями.

 

Раздел: