Одним из основных видов деятельности Института является научная и инновационная работа.
Направления научной и инновационной работы в 2017 году:
научно-методическое сопровождение реализации ФГОС;
развитие инновационно-проектной деятельности Института во взаимодействии с заинтересованными субъектами региональной системы образования и других ведомств;
развитие инновационной деятельности образовательных организаций региона;
мониторинговые исследования и информационно-аналитическое обеспечение системы образования региона.
В рамках научной и инновационной работы сотрудниками Института решались следующие задачи:
обеспечение научно-методического сопровождения руководящих и педагогических кадров образовательных организаций региона в условиях реализации ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего, среднего профессионального образования;
научное обоснование и разработка технологических решений, актуальных для системы образования региона проблем: управления качеством образования, сопровождение системы оценки качества образования и др.;
научно-методическая поддержка и развитие инновационных инициатив субъектов системы образования Кировской области;
проведение научно-методических мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов и др.);
обобщение и распространение инновационного педагогического опыта;
обеспечение качества издаваемых информационных и научно-методических материалов.
По данным на конец 2017 года доля сотрудников, имеющих ученую степень кандидата наук, составила 52,8 % от общего числа ППС.
Над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук в институте работают 7 сотрудников. Предполагаемые сроки защиты 2018-2021 гг.
Одним из ключевых направлений деятельности руководства Института является создание благоприятных условий для профессионального и личностного развития ППС, в том числе и повышение квалификации.
Приоритетными направлениями повышения квалификации для ППС являются: постоянное обновление теоретических и практических знаний сотрудников; совершенствование методических умений и навыков; овладение новыми педагогическими технологиями; приобретение и совершенствование умений и навыков ведения воспитательной работы с педагогами; совершенствование педагогического мастерства и компетенций; получение преподавателями дополнительных компетенций, позволяющих им решать поставленные масштабные задачи в системе образования региона.
Помимо организации и проведения курсов повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в Институте в условиях введения и реализации ФГОС были созданы условия для распространения инновационного опыта, выявления и изучения лучших образовательных практик, обмена идеями, находками, приемами работы посредством проведения конференций, фестивалей, семинаров, вебинаров, конкурсов, олимпиад и других видов мероприятий.
За 2017 год кафедрами Института подготовлено и проведено 210 мероприятий всероссийского, областного и межрегионального уровней:
20 научно-практических конференций;
76 семинаров;
8 форумов, фестивалей, чтений;
39 вебинаров;
50 конкурсов, олимпиад;
17 других мероприятий,
в которых приняли участие около 2300 руководящих и педагогических работников региона.
Проявляя заинтересованность вопросами сопровождения ФГОС и стремлением обменяться опытом в данном направлении, сотрудники Института приняли участие в мероприятиях международного, федерального и регионального уровней, организованных другими учреждениями (38 мероприятий международного уровня, 62 – всероссийского уровня и 64 – регионального уровня).
Результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава Института реализуются в виде научных и учебных изданий. В 2017 году кафедрами Института подготовлено и издано 83 наименований работ общим объемом 503,2 п.л. Общий тираж изданий составил 6577 экз.
Развитие системы оценки качества российского образования – одна из основных целей его модернизации. Большое внимание в Институте уделяется разработке инструментария и сопровождению оценочных процедур в ОО.
Сегодня особенно значимой стала работа по созданию и совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в образовательных организациях. Преподаватели Института разрабатывают технологии и инструментарий оценки предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, что позволяет согласовать и организовать внутреннюю и внешнюю оценку качества образования в соответствии с требованиями современной системы оценивания.
В целях реализации единых подходов к функционированию внешней и внутренней оценки качества образования в 2017 году на кафедрах Института функционировали 12 творческих лабораторий.
В Институте создан Консультационный пункт по научно-методическому сопровождению ФГОС всех уровней образования.
Одним из ресурсов реализации ФГОС является региональное учебно-методическое объединение в системе общего образования, созданное в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке и научно-методическом сопровождении ФГОС, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в обеспечении качества и развития содержания общего образования.
Институт организует деятельность по сопровождению региональных проектов, таких как «Создание региональной системы учительского роста»; «Научно-методическое сопровождение оценки качества дошкольного образования»; «Реализация требований ФГОС НОО к достижению и оценке метапредметных результатов освоения обучающимися ООП НОО»; «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Кировской области»; «Научно-методическое сопровождение педагогов по реализации ФГОС и предметных концепций»; «Управление качеством результатов основной образовательной программы»; «Организация деятельности школ, находящихся в сложных социальных условиях»; «Воспитание и социализация личности в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов» и др.
Ориентация учреждений среднего профессионального образования на такие инновации, как появление новых перспективных профессий и специальностей СПО (ТОП-50), разработка и обновление федеральных государственных образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, развитие моделей практикоориентированного (дуального) обучения, независимой оценки квалификаций выпускников СПО, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена актуализируют потребность в комплексном научно-методическом сопровождении региональной системы СПО.
Среди приоритетных направлений Института сегодня выступает поиск и разработка новых форм и содержания профориентационной работы, разработка моделей сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и дальнейшего сопровождения трудоустройства выпускников.
Для реализации инновационной и проектной деятельности в образовательных организациях Институтом обновляется концепция работы с муниципальными методическими службами; организуется работа с административными командами образовательных организаций; посредством чего выявляются профессиональные дефициты педагогов области. Кафедры Института организуют тьюторское сопровождение педагогов, занимаются проектированием индивидуальных маршрутов профессионального развития педагога.
В 2017 году Институт активно сотрудничал с организациями других регионов и зарубежных стран.
Международными партнерами Института являлись Международное сообщество педагогов «Образовательная галактика Intel», Международное сообщество учителей немецкого языка как иностранного, Управление образования г. Гудаута республика Абхазия, Научно-просветительский центр «Холокост» ( г. Москва).
В течение 2017 года осуществлялось межрегиональное сотрудничество с 33 организациями из 12 субъектов РФ, в том числе:
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»;
ГБУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»;
ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет «СТАНКИН»;
ООО «Лаборатория Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ» инновационного центра «Сколково»;
ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок» и др.
Проблема научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ связана с подготовкой педагогов к реализации нововведений.
Организационными компонентами инновационной структуры региона являются региональные инновационные площадки.
Институт определен региональным оператором по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры, объединяющей в 2017 году 81 региональных инновационных площадок на базе образовательных организаций региона. Их деятельность направлена на реализацию проектов по 54 темам, которые непосредственно связаны с процессом сопровождения ФГОС в образовательных организациях и определяются преимущественно задачами, стоящими перед системой образования региона. Институт выступает в качестве куратора деятельности 52 РИП. В 2017 году 22 из них завершили свою работу, подготовив продукт, который смогут использовать в своей работе и другие образовательные организации.
Региональные инновационные площадки осуществляют свою деятельность по одному или нескольким направлениям, имеющим значение для решения перспективных задач развития образования региона. Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются разработка, апробация и внедрение новаторских элементов содержания образования, современных педагогических технологий, форм, методов обучения, образовательных программ.
При выборе направления инновационной деятельности образовательной организацией учитываются: имеющийся опыт практической реализации инновационных проектов; значимость инновационной программы для развития регионального образования; соответствие имеющейся у организации ресурсной базы целям инновационной программы; перспективы поиска социальных партнеров для обеспечения эффективности реализации инновационной программы; возможности для трансляции результатов инновационной работы.
Эффективность работы инновационных площадок определяется как в ходе внутреннего мониторинга, осуществляемого образовательной организацией, так и в ходе оценки предоставляемых в координирующий орган промежуточных отчетов. Данная практика позволяет обеспечить развивающее оценивание, дает возможность выявить положительные стороны и эффекты работы площадки, влияние проводимых мероприятий на повышение качества образовательного процесса.
Результаты деятельности площадок получают распространение на областном и федеральном уровнях.
При реализации ФГОС используются ресурсы двух федеральных инновационных площадок на базе областных образовательных организаций.
ИРО Кировской области является экспериментальной площадкой Федерального института развития образования.
Участие в формировании инновационной инфраструктуры в области образования является одной из важнейших и перспективных задач Института развития образования Кировской области.
Эффективность инновационного процесса в образовании зависит от сформированности инновационной инфраструктуры образования, обеспечивающей сопровождение деятельности на всех этапах инновационного цикла до превращения новшества в профессиональную норму.