Всероссийская неделя инклюзивного образования. День первый 29.02.2016 года.
29 февраля 2016 года состоялось торжественное открытие Всероссийской недели инклюзивного образования в Вятской филармонии.
Презентации выступающих:
Участниками недели инклюзивного образования стали представители организаций образования, здравоохранения, социального развития Кировской области, представители общественных организаций, студенты педагогических специальностей, гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Казани, Краснодарского края. Всего зарегистрировалось более 550 человек.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась Машарова Т.В., д.п.н., профессор, ректор Института развития образования Кировской области. Татьяна Викторовна отметила, что целью недели инклюзивного образования является создание кадрового обеспечения реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В адрес участников недели инклюзивного образования пришло приветствия от Каганова В.Ш., заместителя министра образования и науки Российской Федерации. В видеообращении Вениамин Шаевич отметил важность данного события не только для Кировской области, но и для многих регионов нашей страны, где педагоги данной сферы поделятся богатым и интересным опытом, познакомятся с лучшими педагогическими практиками.
Следующим слово для приветствия было предоставлено Галицких А.А., заместителю Председателя Правительства Кировской области. Александр Александрович поблагодарил коллег за проявленный интерес к данной проблематике. Отметил, что педагог, работающий с детьми с ОВЗ, должен сам непрерывно изменяться и учиться вместе с ребенком, акцентировал внимание на том, что в Кировской области по-прежнему сохранена система специального коррекционного образования. Цель на данном этапе – повышение квалификации педагогических кадров для готовности к внедрению ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ с 1 сентября 2016 года.
Сачко Ю. Н., консультант отдела образования детей с проблемами в развитии и социализации департамента государственной политики в сфере защит прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, рассказала о государственной политике в сфере обеспечения качественного и доступного образования детей с ОВЗ и инвалидностью. Наша общая цель – согласие разных ведомств, скоординированность деятельности в рамках федерации и регионов для качественного обучения детей с ОВЗ.
Измайлов А.М., министр образования Кировской области выступил с докладом «О приоритетных задачах министерства образования Кировской области по обеспечению качественного и доступного образования детей с ОВЗ и инвалидностью». Как отметил Александр Михайлович, в настоящее время одной из приоритетных задач в системе образования Российской Федерации является задача по созданию специальных условий для получения качественного образования каждым ребенком с учетом его психофизических возможностей и способностей. Впервые в истории российского образования снят постулат необучаемости, и впервые в России разработан Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования детей с Ограниченными Возможностями Здоровья, который вступает в силу с 01.09.2016 года. В настоящее время в Кировской области в 555 общеобразовательных организациях, в которых обучаются 126 000 детей, в том числе, 11 119 обучающихся имеют ограниченные возможности здоровья, что составляет 8,8% от общего числа обучающихся в Кировской области, это в 2 раза выше общероссийского показателя, который равен 4,5%. Министерство образования Кировской области участвует в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» и государственной программы Кировской области «Социальная защита и социальное обслуживание граждан Кировской области» в части создания универсальной «безбарьерной среды», обеспечивающей доступ в общеобразовательные организации детям с инвалидностью, приобретение компьютерного и реабилитационного оборудования, подготовку педагогических кадров. С целью обеспечения реализации в Кировской области ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, в том числе создания условий для инклюзивного образования, министерством образования в 2012 году создан Ресурсный центр инклюзивного образования как структурное подразделение ИРО Кировской области, сформированы необходимое нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение, утвержден региональный план действий по обеспечению введения ФГОС для детей с ОВЗ и инвалидностью, проведена работа по созданию паспортов готовности образовательной среды учреждений к приему обучающихся с ОВЗ.
Кареева Е.А., начальник отдела по защите семьи, материнства и детства министерства социального развития Кировской области, рассказала об организации работы с детьми-инвалидами на базе учреждений социального обслуживания. Елена Александровна отметила, что создана служба ранней помощи для детей-инвалидов, служба поддержки родителей, работает реабилитационный центр. Учреждениями социального обслуживания населения реализуются 24 социальных проекта и программы, направленные на социальную адаптацию детей с ОВЗ.
Прокошева Е.Г., заведующая центром восстановительного лечения КОГБУЗ «Детский клинический консультативно-диагностический центр», министерства здравоохранения Кировской области, выступила с докладом о реабилитации детей с ОВЗ.
Ведущими мероприятия были Крысов А.В., директор Центра психлого-педагогического, медицинского и социального сопровождения; Береснева В.Г., ЗУ РФ, директор школы-интернат для обучающихся с ОВЗ имени Геннадия Степановича Плюснина с. Верховонданка Даровского района Кировской области.
Танцевальный коллектив «Сюрприз» Мурыгинского детского дома-интерната «Родник» подарил всем зрителям танцевальный флеш-моб «Хорошее настроение» (руководитель Ольга Койкова).
Далее Машарова Т. В. наградила базовые дошкольные образовательные организации, которые являются своеобразными ресурсными центрами, оказывающими помощь в реализации инклюзивной практики.
Прозвучало музыкальное поздравление от воспитанника школы-интерната Е. Руббе «Светланка».
Далее были вручены благодарности центрам сопровождения (помощи педагогам, семье, ребенку с ОВЗ): Жуковской В.П., ЗУ РФ, директору Центра диагностики и консультирования г. Кирова; Крысову А.В., директору Центра психлого-педагогического, медицинского и социального сопровождения.
Для всех зрителей была продемонстрирована жестовая песня «Россия», ее исполнили лауреаты II степени IV Всероссийского фестиваля «Утренняя звезда»: Горбушина О., Викторова М. и участники коллектива «Жемчужина»: Драничникова Т., Палкина Ю., Маженина М.
Огромный опыт работы с различными категориями детей с ОВЗ у специальных (коррекционных) школ, которым также были вручены благодарности.
Следующим стало поздравление мастериц школы-интерната №1 города Кирова, которые представили свою творческую коллекцию «Дымка».
Огромную помощь в повышении квалификации педагогов по реализации инклюзивной практики оказывают массовые школы, их так же отметили благодарностями.
Младшая группа танцевального коллектива «Смородинка» и солисты вокального кружка «Зажигаем звезды» (руководитель Бушуева С. И.) подарили зрителям зажигательный танец и песню.
Следующей прозвучала песня в исполнении Назарова Н.Ф. «У моря».
Сотрудники Орловского спецучилища (руководитель Лихолетов А.В.) порадовали зрителей хороводом «Как по небу грозовому туча шла».
Далее прошло чествование ветеранов-дефектологов, отработавших в образовании не один десяток лет: Папаева С.В., ЗУ РФ, директор школы-интерната для детей с ОВЗ с. Бурмакино Кирово-Чепецкого района, стаж работы руководителем 42 года; Плюснина Л.Ф., ЗУ РФ, стаж педагогической работы более пятидесяти лет, в должности директора школы-интерната с. Верховонданка – 19 лет; Коротышева Л.А., ЗУ РФ, посвятила себя созданию системы специального образования Кировской области, стаж работы 45 лет.
Татьяна Викторовна вручила им памятные знаки, разработанные кировским художником Н. Солохиным.
Воспитанники школы-интерната №1 города Кирова представили новую коллекцию «Знаки зодиака».
Также благодарность была вручена Радачинской Э.С., директору по региональному развитию «Академкнига/Учебник», и Булановой О.Е., к.психол.н., руководителю территориального отделения «Отрадное» городского психолого-педагогического центра департамента образования города Москва.
Е. Володина, учитель русского языка Орловского спецучилища подарила гостям песню «Улыбнись, Россия».
После обеденного перерыва прозвучали лекции «Инклюзивное и специальное образование, пути развития» Демьянчука Р.В., к.психол.н., первого проректора, доцента кафедры специальной психологии «Институт специальной педагогики и психологии» им. Рауля Валленберга, г. Санкт-Петербург; и лекция «Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики» Булановой О. Е., к.психол.н., руководителя территориального отделения «Отрадное» городского психолого-педагогического центра департамента образования города Москва.