Состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Организация комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

1 марта кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области совместно с министерством образования Кировской области на базе КОГОБУ «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Советска» провели межрегиональную научно-практическую конференцию «Организация комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В конференции приняли участие 138 человек, среди которых были представители министерства образования и ИРО Кировской области, НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» г. Казани, административные и педагогические работники образовательных организаций области, Республики Татарстан, Республики Марий Эл, специалисты ППМС центров, представители общественных организаций.

На пленарной части конференции Ирина Алексеевна Крестинина, заведующий кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования ИРО Кировской области, остановилась на вопросе «Образовательная организация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как методический ресурс развития инклюзии в регионе», показала модель сопровождения инклюзивных форм обучения детей с инвалидностью и ОВЗ.  Директор КОГОБУ школы-интерната г. Советска Нина Михайловна Перминова и заместитель директора по УВР Ольга Васильевна Жданова представили опыт работы по данному направлению, рассказали о принципах комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, инновационных проектах, осуществляемых в школе-интернате.

Далее обсуждение продолжилось на 4 дискуссионных площадках, работа которых состояла из теоретической и практической частей. Участники делились опытом работы по комплексному сопровождению обучающихся с различными нозологиями в образовательном и воспитательном процессе, соотносили практический показ фрагментов уроков, занятий, воспитательных мероприятий с представленным опытом работы образовательной организации. Участники отметили результативность комплексного сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, позволяющим сделать образовательную практику наиболее эффективной с точки зрения развития ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

 

В процессе обсуждения вопросов на круглом столе была отмечена недостаточная подготовленность педагогических кадров общеобразовательных школ, работающих по модели инклюзивного образования. Следовательно, инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри самой школы, так и вне ее. И один из перспективных вариантов – это деятельность ресурсных центров по организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, созданных на базе кировских областных государственных общеобразовательных организаций для обучающихся с ОВЗ.

Рассмотрев широкий круг теоретических, методических, организационных и управленческих вопросов, участники научно-практической конференции отметили важность и значимость обозначенных проблем и тенденций.

Опыт работы опубликован в сборнике материалов конференции «Организация комплексного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

 

Учитывая результаты обсуждения, участники конференции рекомендуют:

Министерству образования Кировской области:

  • координировать деятельность ресурсных центров, созданных на базе кировских областных государственных общеобразовательных организаций для обучающихся с ОВЗ, в соответствии с разработанными документами;
  • запрашивать оперативную информацию по направлениям деятельности центров с целью совершенствования дальнейшего сопровождения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.

КОГОАУ ДПО «Институт развития образования»:

  • обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности ресурсных центров.

Муниципальным органам управления образования:

  • организовать взаимодействие образовательных организаций по вопросам обучения и воспитания лиц с ОВЗ, лиц с инвалидностью с ресурсными центрами, созданными на базе кировских областных государственных общеобразовательных организаций для обучающихся с ОВЗ (распоряжение министерства образования Кировской области от 14.01.2019 № 5-9); 
  • создать реестр детей с инвалидностью и ОВЗ с учётом потребностей детей и последующей перспективой выстраивания их образовательного маршрута; сведения о   детях данных категорий передавать КОГКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» раз в полугодие; 
  • проводить популяризацию идей инклюзивного образования с активным привлечением СМИ.

КОГКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»:

  • продолжить формирование региональной базы данных детей-инвалидов (инвалидов), обучающихся с ОВЗ;
  • актуализировать данные региональной базы  раз в полугодие.

Образовательным организациям:

  • организовать совместную деятельность с ресурсными центрами (структурными подразделениями кировских областных государственных общеобразовательных организаций для обучающихся с ОВЗ) по оказанию методической помощи педагогическим работникам, психолого-педагогической и консультативной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, их родителям, по обсуждению практических вопросов и моделей сетевого взаимодействия;
  • продолжать работу по созданию специальных образовательных условий для реализации программ обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с разработанной образовательным учреждением дорожной картой по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью;
  • учитывать при организации обучения лиц с ОВЗ нормативные и методические материалы, разрабатываемые в рамках плана мероприятий по созданию специальных условий   получения образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на 2018-2020 года (план мероприятий Министерства просвещения РФ от 19.06.2018 г.), проводимых в рамках Десятилетия детства.

Участники конференции, отмечая важность ее проведения на регулярной основе, выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы и изложенные в резолюции, будут содействовать развитию инклюзивного образования, способствовать укреплению сотрудничества между образовательными организациями, помогут обеспечить поэтапный выход образования на качественно новый уровень развития.

 
Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях!
ВКонтакте https://vk.com/kiroviro
Одноклассники https://ok.ru/group/55668736786448
 
Раздел: