Состоялись VIII межрегиональные педагогические чтения «Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по теме «Проблемы социализации и реабилитации детей-сирот»
22 марта 2018 года в Кировском областном государственном образовательном автономном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области» при поддержке министерства образования Кировской области состоялись VIII межрегиональные педагогические чтения «Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по теме «Проблемы социализации и реабилитации детей-сирот».
Участниками педагогических чтений стали руководители и заместители руководителей учреждений интернатного типа, педагоги-практики образовательных организаций, специалисты органов опеки и попечительства города Кирова, Кировской области и Пермского края. Общее количество участников педагогических чтений составило около 70 человек.
С приветственным словом к участникам педагогических чтений обратились: Дегтярёв Валерий Григорьевич, заместитель министра образования Кировской области; Шабардин Владимир Валерьевич, Уполномоченный по правам ребенка в Кировской области; Салимулина Дарья Андреевна, консультант отдела по защите прав ребенка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае; Салтыкова Марина Алексеевна, старший методист кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области».
К педагогическим чтениям был подготовлен и издан сборник материалов «Адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по теме «Проблемы социализации и реабилитации детей-сирот»: Сборник методических материалов участников VIII межрегиональных педагогических чтений (из опыта работы интернатных учреждений г. Кирова, Кировской области и Пермского края) 22 марта 2018 года» (Серия «Все дети – наши»).
На педагогических чтениях были представлены следующие пленарные доклады:
- Опыт Пермского края по социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – Салимулина Дарья Андреевна, консультант отдела по защите прав ребенка Аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае;
- Комплексная реабилитация и социализация детей, попавших в сложную жизненную ситуацию – Клековкина Светлана Геннадьевна, директор КОГОБУ для детей-сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г. Кирова», Рупасова Наталья Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе;
- Формирование безопасного поведения в различных ситуациях у дошкольников с ОВЗ – Макарова Вера Андреевна, воспитатель КОГОБУ для детей-сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г. Кирова»;
- Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через реализацию программы «Память человека» – Журавлёва Татьяна Петровна, учитель КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ им. Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района;
- Программа «Моя школа» как средство психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к условиям школы-интерната вновь прибывших воспитанников – Жолобова Наталья Георгиевна, педагог-психолог КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ имени Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района;
- Индивидуальный план жизнеустройства воспитанников. Структура, содержание – Трусова Татьяна Фёдоровна, директор КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ г. Сосновка Вятскополянского района;
- Роль социального партнерства в решении проблем социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках проведения дополнительной образовательной программы – Вохмянина Лариса Евгеньевна, заместитель директора по УВР КОГОБУ для детей-сирот «Спицынский детский дом»;
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с помощью технологии наставничества в школе-интернате № 1 г. Кирова – Пантелеева Наталья Николаевна, руководитель службы постинтернатного сопровождения КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ № 1 г. Кирова;
- Наставничество – ресурс социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Бородатая Марина Николаевна, заместитель директора ЧУДОРСП «Центр социально-психологической помощи»;
- Роль замещающей семьи в реабилитации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Хохрякова Светлана Евгеньевна, главный специалист по опеке и попечительству администрации Орловского района;
- Социализация ребенка в условиях замещающей семьи – Колодкина Нина Александровна, главный специалист отдела опеки и попечительства администрации г. Слободского;
- Роль объединения замещающих родителей в социализации детей-сирот – Сиротина Руфина Анатольевна, председатель областного объединения замещающих родителей;
- Опыт творческих мастерских для детей с инвалидностью центра поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра» – Лянгузова Елена Владимировна, руководитель центра поддержки семей с детьми с особенностями развития, Общественная организация родителей детей-инвалидов «РООРДИ Дорогою добра»;
- Система поддержки семей с детьми с особенностями развития – Пенкина Юлия Александровна, к.биол.н., доцент кафедры специального (коррекционного) и инклюзивного образования КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»;
- Слово выпускнику – Сокерин Сергей Николаевич, выпускник Тужинской школы-интерната для детей-сирот 2000 года.
Все выступления отличались актуальностью и практической значимостью. В доступной и наглядной форме были представлены материалы из опыта работы по проблеме социализации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
После выступления участников педагогических чтений состоялась открытая дискуссия по обсуждению нормативно-правовой базы, регламентирующей работу с данным контингентом детей на региональном уровне. В частности вопросы постинтернатного сопровождения и наставничества, а также ведения документации на ребёнка (ИПР и жизнеустройства). Участиники тметили необходимость обучения кандидатов в опекуны, в том числе кровных родственников, необходимость сопровождения замещающих семей, повышения статуса замещающих семей.
В рамках педагогических чтений состоялось обсуждение материалов из опыта работы педагогов-практиков Пермского края и Кировской области. В результате обсуждения участники педагогических чтений вынесли предложение, основываясь на опыте Пермского края, создать серию буклетов об успешных выпускниках интернатных учреждений и презентовать её на следующих педагогических чтениях.
При подведении итогов педагогических чтений участники отметили практико-ориентированную направленность, доброжелательную атмосферу, высокий уровень организации мероприятия.