Резолюция научно-практической конференции «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ»

14 декабря 2017 года в городе Кирове состоялась областная научно-практическая конференция «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Организаторы: кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования Института развития Кировской области при поддержке министерства образования Кировской области.

Цель конференции заключалась в обобщении и распространении опыта работы Кировской области и других регионов Российской Федерации в области повышения профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ.

В конференции приняли участие более 230 человек (из них 160 человек очно, 65 подключений он-лайн). Это представители министерства образования Кировской области, ИРО Кировской области, издательств "Академкнига/Учебник", "Просвещение", администрация и педагоги образовательных организаций, специалисты органов опеки и попечительства, специалисты ППМс центров, специалисты Кировского областного центра усыновления, опеки и попечительства, представители общественных организаций.

Основные направления работы конференции:
- Педагог инклюзивного образования: учитель с неограниченными возможностями.
- Повышение квалификации специалистов: проблемы и перспективы.
- Подготовка и переподготовка кадров для реализации инклюзивного образования.

На пленарном заседании были раскрыты следующие вопросы:
- Система сопровождения профессионального роста педагогов.
- Организация сетевого взаимодействия педагогических работников как условие подготовки к реализации национальной системы учительского роста.
- Подготовка кадров в сфере высшего образования для работы с детьми с ОВЗ.
- О первоочередных мерах повышения профессиональной компетенции педагогов в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.
- Деятельность районной проблемной группы как условие повышения профессиональной компетенции педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования.
- Проектирование рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам.

В ходе конференции работало 6 секций:
1. Современные технологии подготовки и переподготовки педагогов-дефектологов, работающих с лицами с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. В работе секции принимали участие 23 человека, заслушано 8 докладов.
2. Педагог инклюзивного образования – учитель с неограниченными возможностями. Участвовали 42 человека, докладов – 11.
3. Профессиональные компетенции педагогов, работающих с детьми с особенностями развития раннего и дошкольного возраста. На секции работали 38 человек, обсуждено докладов – 9.
4. Профессиональное развитие педагога-дефектолога, работающего с лицами с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
В работе секции принимали участие 22 человека, заслушано 7 докладов.
5. Формирование профессиональной готовности педагогов-дефектологов (олигофренопедагогов) к деятельности в условиях новой образовательной парадигмы. 27 человек работали на секции, обсудив 14 докладов.
6. Повышение профессиональной компетенции специалистов органов опеки и попечительства. Участвовали 10 человек.

Рассмотрев широкий круг теоретических, методических, организационных и управленческих вопросов, участники научно-практической конференции отметили важность и значимость обозначенных проблем и тенденций. В ходе обсуждений передовых педагогических практик (в результате работы 6 секций) были отмечены наиболее эффективные и результативные практики в области инклюзивного образования. Опыт работы опубликован в сборнике материалов конференции «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».
Учитывая результаты обсуждения, участники конференции рекомендуют:

Министерству образования Кировской области

1. Разработать комплекс мер по привлечению и сохранению в профессии квалифицированных кадров в области дефектологии.
2. Обеспечить создание эффективных и реально действующих механизмов межведомственного взаимодействия для решения как образовательных, так и организационных вопросов, направленных на улучшение качества образования, здоровья, социального обеспечения жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, начиная с раннего возраста до ступени профессиональной подготовки.
3. Внести в постановление Правительства Кировской области «Об установлении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности общеобразовательных организаций Кировской области» корректировочных коэффициентов для обучающихся с ТМНР и РАС.
4. Включить в ежегодный конкурс «Учитель года» номинации «Учитель-дефектолог», «Учитель-логопед» с целью популяризации профессий и выявления эффективных практик в области инклюзивного образования.

Институту развития образования Кировской области

1. Развивать региональные модели профессионального образования повышения квалификации специалистов по работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью (в объёме не менее 72 часов).
2. Продолжать работу по выявлению и изучению имеющегося положительного опыта организации инклюзивных практик в Кировской области, способствовать распространению и тиражированию успешных педагогических практик.
3. Создать профессиональные методические объединения учителей-дефектологов, логопедов на базе ИРО Кировской области.
4. Организовать проведение областных дефектологических чтений.
5. Продолжить работу по проведению семинаров, вебинаров, курсов по-вышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогиче-ских работников, осуществляющих образование и сопровождение детей с ТМНР, РАС, с нарушениями зрения, после кохлеарной имплантации.
6. Разработать методические рекомендации для педагогов и узких специ-алистов по организации и осуществлению сопровождения детей с ТМНР в образовательных организациях

Образовательным организациям:

- ДОУ
1. Определить потребность в услугах ранней помощи детей целевой группы, продолжить работу по созданию условий для организации непрерывного образования детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения каждому ребенку оптимального уровня развития в соответствии с его возможностями и способностями.
2. Развивать новые формы помощи и совершенствования содержания сопровождения детей раннего возраста в условиях служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания, консультативных центров, функционирующих при дошкольных образовательных организациях, групп присмотра и ухода, семейных групп и других.
3. Целенаправленно изучать потребности семьи в сфере обучения и воспитания детей дошкольного возраста, при проектировании образовательного процесса и его содержания ориентироваться на реальные запросы семьи.
4. Обеспечить выявление, изучение и распространение на регулярной основе имеющегося положительного опыта взаимодействия системы образования и других ведомств по оказанию услуг детям с ОВЗ.

- Школам
1. Содействовать повышению профессионального уровня, педагогической компетентности, психолого-педагогических знаний педагогических работников образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, особое внимание уделять способам, методам и формам сотрудничества с семьями обучающихся с ОВЗ, эмоционально личностному включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
2. В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательных программ, целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений общего типа ставки педагогических работников: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, воспитателя, координатора по инклюзии и медицинских работников.
3. Создавать условия для привлечения и удержания молодых специалистов – дефектологов, развивать в образовательной организации традиции наставничества, преемственности в обеспечении качества образования обучающихся с ОВЗ.
4. Проводить работу по профилактике эмоционального и профессионального выгорания специалистов, обеспечивающих процесс обучения детей с ОВЗ в условиях образовательной организации, в т. ч. в условиях дошкольного и дополнительного образования.

- Органам опеки и попечительства
1. Продолжить работу по дальнейшему развитию и совершенствованию системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Организовать проведение во всех муниципальных районах области встречи специалистов органов опеки и попечительства с педагогическим сообществом по вопросам адаптации и особенностям воспитания детей, воспитывающихся в замещающих семьях.
3. Организовать эффективное психолого-педагогическое, правовое сопровождение замещающих семей, с целью исключения возвратов детей в государственные учреждения.

Раздел: