Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

«Инновационная деятельность образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

11 апреля 2014 года КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум» совместно с Корпоративным институтом ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева – КАИ» при поддержке департамента образования Кировской области и участии Центра профессионального образования, кафедры теории и практики профессионального образования филиала ИРО Кировской области в городе Вятские Поляны провёл межрегиональную научно – практическую конференцию «Инновационная деятельность образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

Цель конференции состояла в обсуждении наиболее актуальных педагогических задач, содержания, направлений инновационной деятельности педагогов в условиях внедрения и реализации требований ФГОС, в позиционировании инновационного опыта образовательных организаций Кировской области, регионов Приволжского федерального округа в рамках реализации требований ФГОС и его научного сопровождения.

  

На пленарном заседании участников конференции приветствовали глава города Вятские Поляны С. Е. Кисляков, начальник управления ЮВОО Т. В. Винокурова, заведующая МКУ «Информационно-методический центр управления образования администрации г. Вятские Поляны» Н. В. Широкова.

Директор техникума О. М. Мельников выступил с докладом «Социальное партнёрство как инновационный ресурс развития КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум».

Председатель Кировского отделения Ассоциации молодых предпринимателей А. Н. Хомяков рассказал участникам конференции о реализации проекта «Южная Вятка» в ЮВОО и акцентировал внимание на инновационном развитии системы содействия занятости студентов, трудоустройству  и их профессиональному становлению.

Сотрудница КОГКУ «Центр занятости населения Вятскополянского района» Н. А. Санникова озвучила статистику уровня востребованности молодых специалистов технического профиля на рынке труда.

С докладом «Корпоративные знания образовательной организации: обоснование структуры и эффекты актуализации» выступил организатор конференции, кандидат педагогических наук докторант кафедры педагогики ФГАУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» В. А. Чистоусов. В ходе выступления были представлены модели современной образовательной организации, эффективно функционирующей в условиях динамики внешних факторов, обозначен вопрос конкурентоспособности образовательной организации, в том числе - через эффективное выполнение следующих основных целевых функций:

  • своевременного прогнозирования тенденций развития (социальный заказ, субъекты, отрасль, техника, технологии);
  • оперативного проектирования образовательного процесса с учётом опережающей подготовки обучающихся;
  • организации, обеспечения, координации и реализации образовательного процесса в непрерывно изменяющихся условиях.

В. А. Чистоусов отметил проблемные факторы, особое внимание уделил понятию «корпоративные знания», их структуре и управлению ими. В конце доклада обобщил опыт работы в рамках проекта многофункциональной профессионально-педагогической практико-ориентированной площадки на базе Вятско-Полянского механического техникума. Педагоги техникума стали участниками двух площадок: «Корпоративная профессиональная подготовка педагогов как резерв развития образовательного учреждения» и «Проблемы сохранения контингента в условиях современного рынка образовательных услуг». Безусловно, такой опыт инновационной деятельности техникума благоприятно сказывается как на развитии педагогов, так и всех работников профессиональной образовательной организации в целом.

Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры теории и практики профессионального образования ИРО Кировской области А. Н. Комарова сделала сообщение на тему «Корпоративная профессиональная подготовка педагогов как резерв развития образовательной организации» на примере подготовки педагогов и мастеров производственного обучения КОГОАУ СПО «Кумёнский государственный аграрнотехнологический техникум».

Старший методист КОГОБУ СПО «Кировский технологический колледж» Е. Ю. Кульпекша рассказала о системе работы методической службы в обеспечении качества и развития непрерывного образования педагогических кадров.

Затем участники конференции из образовательных организаций КОГОАУ СПО «Савальский политехникум», КОГОАУ СПО «Уржумский государственный аграрно-технический техникум», КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области», ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», КОГОБУ СПО «Кировский многопрофильный техникум», КОГОАУ СПО «Вятский техникум экономики, статистики и информатики», КОГОАУ СПО «Сосновский государственный судостроительный техникум», КОГОБУ СПО «Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений», КОГОБУ СПО «Вятский государственный техникум профессиональных технологий, управления и сервиса», КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум», КОГОБУ СПО «Кировский медицинский колледж», КОГОБУ СПО «Вятский автомобильно-промышленный колледж», КОГОБУ СПО «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж», КОГОБУ СПО «Кировский технологический колледж», КОГОБУ СПО «Кировский авиационный техникум» продолжили работу на секционных заседаниях.

  

На секции №1 «Дидактические и методические инновации в практике преподавания общеобразовательных дисциплин в условиях реализации стандартов нового поколения» с докладами выступили:

- Т. А. Боброва: «Визуализация математических объектов на уроках математики при изучении темы «Построение графиков функций методом геометрических преобразований» (КОГОБУ СПО  «Кировский авиационный техникум»);

- А. А. Гарифова: «Активизация познавательной деятельности обучающихся через применение электронных образовательных ресурсов на занятиях дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум»);

- Н. В. Лопатина: «Приемы работы с интерактивной доской»(КОГОАУ СПО«Вятский электромашиностроительный техникум»);

- О. В. Умрилова: «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках химии с использованием конспект-тетради (КОГОБУ СПО«Вятско-Полянский механический техникум»);

- А. В. Пупкова: «Развитие общих компетенций обучающихся на уроках физики через игровые технологии» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум»);

- Т. Г. Глазырина: «Самостоятельная работа студентов в условиях реализации ФГОС СПО» (КОГОБУ СПО «Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений»);

- Л. Г. Матвеева: «Роль дисциплин гуманитарного цикла в становлении конкурентоспособного специалиста» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум»).

Руководитель секции Г. Г. Хайрутдинова сделала сообщение на тему «Использование технологии проектной деятельности во внеурочной работе как интерактивного дидактического средства обучения английскому языку в системе СПО» и с помощью обучающихся группы 2ИС показала защиту проекта.

На секции №2 «Инновационные подходы к комплексному материальному и учебно-методическому обеспечению основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС» с докладами выступили:

- С. Ю. Ившина: «Из опыта проведения экзаменов квалификационных» (КОГОБУ СПО «Вятский государственный техникум профессиональных технологий, управления и сервиса»);

- Д. А. Шабалин: «Из опыта разработки комплекта оценочных средств по профессиональному модулю «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» по профессии «Автомеханик» (КОГОАУ СПО «Колледж промышленности и автомобильного сервиса»);

- Е. А. Новикова: «Роль отделения профессиональной подготовки ВПМТ в процессе становления будущего специалиста» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум»);

- Р. З. Исаков: «НТТС – важная составляющая при формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум»);

- В. С. Солоницына: «Проблема опережающего обучения специалистов сварочного производства в соответствии с потребностью регионального рынка труда» (в рамках работы региональной инновационной площадки) (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум»);

- И. А. Россомахина: «Апробация программы ПМ «Применение САПР в модернизации отраслевого электрического и электромеханического оборудования» в рамках реализации проекта «Модернизация системы СПО для подготовки специалистов в области энергетики на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра г. Чебоксары» («Вятско-Полянские электрические сети» - филиал «Кировэнерго» ОАО «МРСК Центра Поволжья»).

Во время проведения мастер-класса Е. А. Новикова и И. А. Россомахина с помощью обучающегося группы 4 ИС Михаила Шамонова продемонстрировали участникам круглого стола фрагмент экзамена квалификационного профессионального модуля «Применение САПР в модернизации отраслевого электрического и электромеханического оборудования» обучающимися специальности «Информационные системы (по отраслям)» как способа освоения дополнительного вида профессиональной деятельности.

На секции №3 «Сетевое взаимодействие участников образовательного процесса в условиях функционирования единой информационно-образовательной среды техникума» с докладами выступили:

- В. И. Мишарин: «Особенности использования систем электронного обучения в колледже (из опыта работы)» (КОГОБУ СПО «Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений»);

- С. А. Ильина: «Создание единой информационно-образовательной среды ВПМТ на основе свободно распространяемых программных продуктов (в рамках работы региональной инновационной площадки)» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум»);

- Е. А. Немтинова: «Использование дистанционных образовательных технологий при заочной форме обучения» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум»);

- М. А. Заикин: «Формирование профессиональных компетенций и развитие творческих способностей обучающихся специальности «Информационные системы (по отраслям)» через использование сервисов сайта «В Контакте» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум»).

С. А. Ильина и обучающиеся группы 3 ИС Андрей Куликов, Григорий Соловьев, Ильдар Салахутдинов, Ильшат Галиахметов провели мастер – класс по созданию коллекции в электронной библиотеке на основе свободно распространяемого продукта GREENSTONE» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум»).

На секции № 4 «Развитие воспитательной системы в практике применения образовательных стандартов третьего поколения» с докладами выступили:

- И. Н. Сырчина: «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов» (КОГОБУ СПО «Кировский технологический колледж»).

- Т. А. Колеватова: «Социальное партнерство в образовании как фактор повышения качества профессионального образования» (КОГОБУ СПО «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж»).

- Е. В. Шулаева: «Система патриотического воспитания в КОГОБУ СПО «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж» (КОГОБУ СПО «Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж»).

- Л. В. Дербышева: «Роль классного руководителя в адаптации студентов к новым условиям обучения» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум).

- Ф. Р. Галиуллин: «Социализация личности обучающихся через участие в волонтерском движении» (КОГОБУ СПО «Вятско-Полянский механический техникум).

Во время работы мастер-класса педагог-организатор Ф. Р. Галиуллина показала методику проведения волонтерской акции «Фронтовой конверт», а О. Л. Овчинникова совместно с обучающимся группы 2 СП С. Яковлевым и учеником второго класса общеобразовательной школы №2 Д. Овчинниковым продемонстрировали защиту проекта «Спасибо деду за Победу!» (КОГОБУ СПО Вятско-Полянский механический техникум»).

Подводя итоги конференции, представители секций поделились впечатлениями и высказали предложения.

Секция № 1:

  • продолжать создание базы данных передового педагогического опыта;
  • обобщать положительный опыт инновационной работы преподавателей ОО на научно-практических конференциях;
  • активизировать работу по распространению положительного опыта через публикацию статей в специализированных изданиях;
  • использовать в своей работе опыт ведущих педагогов.

Секция №2:

  • рекомендовать к распространению опыт педагогов по реализации инновационных подходов к материальному и учебно-методическому обеспечению;
  • продолжать работу по организации научно-технического творчества студентов и инновационной деятельности на базе образовательных организаций;
  • научным учреждениям рассмотреть вопрос о создании методических объединений по направлению «Сварочное производство» и «Технология машиностроения».

Секция № 3:

  • продолжить работу в рамках региональной инновационной площадки по теме «Создание единой информационно-образовательной среды на основе свободного программного обеспечения»;
  • применять ИКТ в управленческой деятельности, образовательном процессе и  оценке качества подготовки выпускников;
  • способствовать формированию медиатеки преподавателя и внедрению современных электронных обучающих средств в образовательный процесс;
  • способствовать сетевому взаимодействию профессиональных образовательных организаций региона.

Секция № 4:

  • продолжить работу по воспитанию обучающихся в профессиональном образовании в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • профессиональным образовательным организациям планировать воспитательный процесс на принципах системности, непрерывности и результативности;
  • расширять социальное партнёрство и использовать возможности сетевого взаимодействия с образовательными организациями всех уровней в процессе воспитательной работы.
Раздел: