Мониторинг библиотек образовательных организаций Кировской области

В целях актуализации информации о системе библиотек общеобразовательных организаций Кировской области, а также получения информации о состоянии библиотек по количественным и качественным показателям, выявлении проблем в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов школьных библиотек КОГОАУ ДПО «Институт развития Кировской области» с 15 по 30 ноября 2017 г. проводил электронный мониторинг школьных библиотек Кировской области.

Участникам мониторинга было предложено заполнить 3 блока вопросов (сведения о библиотеках ОО, сведения о сотрудниках библиотек ОО, основные показатели библиотек). ОО в соответствии с обозначенными критериями заполнили электронную форму. Сбор информации осуществлялся в электронном виде с помощью электронного приложения Webanketa.

Обработка полученных данных проведена сотрудниками библиотечно-издательского центра КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области».

Проведение и обработка данных электронного мониторинга библиотек общеобразовательных организаций в соответствии с разработанными анкетами, позволили сделать следующие основные выводы:

1. В мониторинге приняли участие 506 образовательных организаций, что составило 95,65 % от общего количества ОО Кировской области, поэтому его результаты и выявленные показатели можно считать репрезентативными.

2. 14 % образовательных организаций не имеют библиотек, в основном, это малокомплектные школы либо в штатном расписании ОО отсутствует ставка библиотекаря.

3. В образовательных организациях Кировской области и г. Кирова работают 75,65 % школьных библиотекарей (педагогов-библиотекарей – 21,05 %, библиотекарей –50,43 %, заведующих библиотеками – 4,17 %), 24,35 % – совместителей.

4. Персонал школьных библиотек характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем: 55,94% процентов респондентов имеют высшее образование – в основном, педагогическое. Это указывает на недостаточность специалистов с профессиональным образованием.

5. Стаж работы в библиотеках у 52,17% респондентов – более 10 лет; ещё 21,45% – от 50 от 5 до 10 лет;  26,38 % – менее 5 лет. То есть контингент школьных библиотекарей имеет значительный опыт библиотечной работы, но очень слабо обновляется. Кроме того, подавляющее большинство респондентов не считают необходимым повышение своей квалификации.

6. Курсы повышения квалификации сотрудники библиотек проходили в КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» и в МКОУ ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» г. Кирова. Профессиональную квалификацию за последние 5 лет повысило всего 26,08% от общего числа школьных библиотекарей. Это говорит о необходимости системы повышения квалификации школьных библиотекарей.

7. Обращаемость библиотечного фонда недостаточно высокая 0,4 раза (международный стандарт ИФЛА - 5-7 раз в год на один документ),  что в соответствии с другими показателями фонда указывает на засоренность библиотечных фондов морально устаревшими и ветхими изданиями. Читаемость в школьных библиотеках составила 15,6 (норма 17-22). Состояние основного фонда, безусловно, выступает важной причиной того, что читаемость и обращаемость в большинстве школьных библиотек образовательных организаций Кировской области оказываются ниже нормы.

Мониторинг позволил выявить основной круг проблем по кадровому составу сотрудников библиотек общеобразовательных организаций Кировской области и описать современное состояние школьных библиотек по основным количественным и качественным показателям их работы.

Следует указать, что электронный мониторинг библиотек общеобразовательных организаций, отражающий данные обо всех аспектах деятельности библиотек, количественные и качественные показатели работы, проводился на областном уровне впервые.

Раздел: