Состоялся вебинар «Теоретические и содержательные основы работы с обучающимися»

17 октября 2017 года в КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» состоялся вебинар «Теоретические и содержательные основы работы с обучающимися», лектором которого выступила Елена Васильевна Измайлова - к.п.н., проректор по научной и инновационной работе Института развития образования Кировской области.

В вебинаре приняли участие начальники отделов образовательных округов министерства образования Кировской области, руководители муниципальных органов управления образования, руководящие и педагогические работники общеобразовательных организаций Кировской области из Верхнекамского, Вятскополянского, Белохолуницкого, Даровского, Котельничского, Малмыжского, Лебяжского, Мурашинского, Нагорского, Немского, Оричевского, Санчурского, Свечинского, Слободского, Советского, Сунского, Юрьянского, Яранского районов, ЗАТО Первомайский, городов: Кирова, Вятские Поляны, Котельнича, Слободского.

Отметим, что в законе от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 34 указано: «Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся».

Частями 2, 3 статьи 34 Закона установлено, что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-психологической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, а также обучение по индивидуальному учебному плану.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Важно разграничивать индивидуальную работу с обучающимися от обучения по индивидуальному учебному плану.

Для осуществления индивидуального подхода учитель должен постоянно наблюдать и изучать учащихся в процессе их деятельности, так как ему необходимо знать индивидуальные особенности детей и понимать причины тех поступков, которые требуют применения воспитательных воздействий.

Индивидуальный маршрут – составленный самим учеником (вместе с преподавателем и родителями) план обучения и достижения конечной цели в зависимости от собственного усердия.

Индивидуальный образовательный маршрут – это личная программа действий ученика на некотором отрезке его обучения: от нескольких минут и часов до недель и даже месяцев. Маршрут может быть намечен для отдельной части, темы, раздела или даже целого предмета.

Цель продуктивного обучения по индивидуальной программе – максимальное удовлетворение запросов ученика, повышение качества знаний, умений, экономия времени. Уменьшение срока обучения освобождает время для профессиональной подготовки, углубленного изучения отдельных предметов.

Маршрут содержит точное описание: а) изучаемого материала заданного объёма; б) требуемого уровня овладения им; в) методики рационального обучения; г) необходимых объёмов самостоятельной работы и практики; д) расчёта затрат времени на все виды самостоятельного обучения; е) самодиагностики и тестирования достижений.

Содержательную основу по индивидуальным образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль – это учебный материал (параграф, тема, раздел, предмет, интегрированный курс и т. д.), указания по изучению учебного материала, время выполнения каждого учебного задания, способы контроля и отчетности.

Общий учебный модуль составляется в виде индивидуального образовательного маршрута, в котором содержатся:

- название модуля и его объём (тема, раздел, курс);

- учебный материал (предмет, группа предметов, интегрированный курс);

- уровень (базовый, углубленное изучение и т. п.);

- количество часов на все части модуля (темы, разделы, весь модуль);

- методы и способы овладения знаниями, умениями;

- самостоятельная практическая работа;

- отчётность (тесты, рефераты, зачёты и т. д.).

Таким образом, в индивидуальном подходе нуждается каждый ребёнок, так как это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Видеозапись вебинара

Раздел: