Нужна ли революция в преподавании географии?

Какие изменения необходимы в содержании географического образования? Каким должен быть современный учебник по этому предмету? Почему работа с географическими картами в школе сегодня приобретает особое значение? Эти и другие вопросы обсуждались 22 июня на всероссийской научно-педагогической конференции «Географические компетенции – ключевое звено социальной адаптации», в которой приняли участие более ста педагогов из различных регионов.

Открывая конференцию, вице-президент холдинга «Просвещение» по издательской деятельности Виктория Копылова подчеркнула, что общение с педагогами, поддержка их профессиональной деятельности – приоритет в работе компании. Поддержка особенно важна, когда в содержании образования происходят изменения. На научно-педагогических конференциях, которые «Просвещение» проводит при поддержке партнерских организаций, учителя и методисты получают самую свежую информацию о предстоящих изменениях, то есть имеют возможность подготовиться к ним заранее.

«Задача повышения качества географического образования, которое призвано обеспечить формирование широкого кругозора у обучающихся, развитие пространственного мышления, получение навыка анализа явлений и процессов, развитие других важных компетенций, приобретает все большую актуальность», - отметил в обращении к участникам конференции первый вице-президент Русского географического общества, академик РАН Николай Касимов. Он подчеркнул, что в последнее время РГО много делает для совершенствования системы преподавания географии. В частности, было организовано научное рецензирование школьных карт и атласов по географии, чтобы дать детям школьникам современное (адекватное и корректное) представление о России и мире.

Первый проректор МПГУ, академик РАО Виктор Дронов, автор учебников и учебных пособий по географии холдинга «Просвещение», рассказал о работе, которая сейчас ведется под эгидой Минобрнауки России, по включению содержания образования в федеральные государственные образовательные стандарты. Дорабатываются и будут утверждаться предметные концепции, определяющие общие тенденции развития того или иного предмета. Революции в преподавании географии требуется, но необходимо уточнить содержание с учетом требований времени, изложить его простым языком, понятным не только учителям, но и родителям.

Виктор Дронов также изложил свое видение модели современного учебника. По его мнению, по мере развития современной образовательной среды учебник перестает быть истиной в последней инстанции, его роль в составе УМК меняется. Он не должен быть информационно избыточным – в противном случае современный ученик, привыкший к малым структурированным форматам, не захочет с ним работать. Задача авторов учебников – на базе компактно изложенного материала развивать личностно-значимые компетенции, умения и навыки.

Александр Лобжанидзе, заведующий кафедрой экономической и социальной географии МПГУ, также автор холдинга «Просвещение», рассказал о формировании коммуникативных компетенций на уроках географии. По его мнению, особенно важны навыки, связанные с кросс-культурным взаимодействием, в том числе межнациональным, с пониманием географических текстов и географических карт. Дети должны учиться задавать вопросы, получать на них ответы, выражать свою точку зрения, отстаивать ее и понимать альтернативные мнения. Особенно полезно, когда группы детей в учебной дискуссии учатся аргументировать – это помогает им лучше понять не только ту или иную проблему, но и мотивы своих партнеров по диалогу.

Александр Лобжанидзе рассказал, что во многих зарубежных странах нет жесткого разделения школьной географии на физическую и экономическую. Зато есть human geography – география человеческой деятельности, в центре которой – потребности человека, его деятельность в природной и социальной среде. Через эту призму рассматривается трансформация природных зон, организация ландшафта, транспорт и другие вопросы. По его мнению, стоило бы разработать такие КИМы для ЕГЭ по географии, где ученик получил бы право выбирать вопросы, на которые он хочет отвечать, из физической географии или экономической географии. «Мы ведь хотим проверить не только знание содержания, а освоение компетенций. Поэтому пусть ученик сам выберет, что ему интереснее – рост численности населения или изменение температуры воздуха», - пояснил заведующий кафедрой.

Главный редактор издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» Ольга Панасенкова представила участникам конференции серию атласов и контурных карт, выпущенных образовательным холдингом «Просвещение», и напомнила, что работа с картами в современной школе приобретает особое значение. ФГОС общего образования основан на системно-деятельностном подходе, то есть школьники должны не просто получать знания в готовом виде, а осваивать их в процессе деятельности. Работа с картой – это процесс, который предполагает возможность сравнения, обобщения, выбора главного, установления причинно-следственных связей.

В ходе работы над картами их авторы получили важные замечания от специалистов Русского географического общества, которые досконально выверили их содержание, в том числе достоверность и актуальность представленной информации, рассказала Ольга Панасенкова. Например, в атласе содержится обновленная информация о топ-10 мировых портов как ключевом показателе развития экономики: при этом 9 самых крупных мировых портов находятся в Азии, в том числе 7 в Китае, и лишь один – в Европе (Роттердам). На карте-врезке «Порты Европы» 4-е место занимает Новороссийск, 7-е – новый универсальный порт Усть-Луга в Ленинградской области.

Перед участниками конференции также выступили старший научный сотрудник ФИПИ, руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадим Барабанов, профессор МГУ Александр Алексеев, старший преподаватель кафедры естественно-научного образования Московского института открытого образования Эльвира Ким, другие эксперты в области географического образования.

В ходе круглого стола, в котором приняли участие представители региональных образовательных систем Хабаровского края, Волгоградской области, Новосибирска, Ростовской области, педагоги и методисты обсудили насущные проблемы, возникающие при преподавании курса географии в школе.

Раздел: