Состоялась областная научно-практическая конференция «Историко-обществоведческое образование в контексте реализации ФГОС и новых предметных Концепций»

23 марта 2017 года в Институте развития образования Кировской области состоялась областная научно-практическая конференция для учителей истории, обществознания «Историко-обществоведческое образование в контексте реализации ФГОС и новых предметных Концепций».

В конференции приняли участие 73 педагога и 2 руководителя районных управлений образования из 11 городов (Белая Холуница, Зуевка, Киров, Кирово-Чепецк, Котельнич, Малмыж, Нолинск, Орлов, Слободской, Советск, Яранск) и 23 районов (Арбажский, Афанасьевский, Белохолуницкий, Богородский, Верхнекамский, Вятскополянский, Кирово-Чепецкий, Котельничский, Куменский, Малмыжский, Мурашинский, Нолинский, Опаринский, Пижанский, Подосиновский, Санчурский, Свечинский, Слободской, Советский, Тужинский, Унинский, Фаленский, Юрьянский) Кировской области.

Основной целью конференции было осмысление требований Федерального государственного образовательного стандарта и предметных Концепций в обучении истории, обществознанию.

С приветственным словом к участникам конференции обратились Шеренцова Ольга Михайловна, к.п.н., заместитель министра образования Кировской области и Измайлова Елена Васильевна, к.п.н., проректор по научной и инновационной работе ИРО Кировской области.

На пленарном заседании выступил Данилов Александр Анатольевич, д.и.н., руководитель центра гуманитарного образования АО «Издательство «Просвещение», профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Он акцентировал внимание на том, что в течение ближайших лет в российских школах будет осуществлен окончательный переход на новую структуру исторического образования. С переходом на новые учебники обучающихся ожидает более подробное изучение исторических периодов, которое позволит им как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов, сравнительного анализа. Новый формат учебников открывает перед ними возможности для выработки собственной точки зрения по сложным вопросам на разных этапах истории России, а также для самостоятельного поиска материала и организации проектной работы в классе. Все это будет также необходимо для эффективной подготовки к новым требованиям ЕГЭ и ОГЭ.

Раньше обучающиеся сталкивались с ситуацией, когда при сдаче экзамена для всех выпускников существовали единые требования, при этом литература, по которой они учились, была совершенно разной, с разным понятийным аппаратом, даже разным набором дат. Концепция нового УМК по отечественной истории с единым понятийным аппаратом, единым перечнем персоналий, списком событий и исторических источников должна не только помочь школьникам эффективнее подготовиться к экзамену, но и решить более глобальную задачу - сохранить единое пространство истории нашей страны.

Першина Юлия Валерьевна, к.и.н., доцент кафедры предметных областей ИРО Кировской области охарактеризовала Историко-культурный стандарт как выражение ожиданий российского общества. Копысова Алевтина Ивановна, к.п.н., учитель истории, обществознания МБОУ СОШ с УИОП № 74 г. Кирова выявила роль современных педагогических технологий в достижении планируемых результатов образования. Верещагина Татьяна Васильевна, отличник народного просвещения, учитель истории, обществознания МБОУ СОШ с УИОП № 62 им. А.Я. Опарина г. Кирова рассказала о жизни и подвиге Героя Советского Союза Александра Яковлевича Опарина, имя которого носит данная школа.

Далее работа конференции продолжилась по секциям. В работе секции  «Проблемы и перспективы введения ФГОС и предметных Концепций по истории, обществознанию» приняли участие более 40 педагогов. В рамках этой секции были раскрыты проблемные аспекты реализации системно-деятельностного подхода к обучению; способы достижения метапредметных результатов образования; опыт педагогов при введении предметных Концепций. Учителя отметили, что системообразующую роль при реализации метапредметных и личностных результатов образования играют инновационные образовательные технологии, такие как: технология образования в глобальных информационных сетях (ТОГИС), технология «перевернутого обучения, квест-технология и др.

На секции «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами региональной и локальной истории» присутствовали более 20 учителей истории, обществознания. Присутствующие обсуждали возможные модели преподавания региональной истории в школьном историческом образовании. Педагоги отметили ключевую роль региональной и локальной истории в формировании гражданской идентичности личности, а также несомненный воспитательный потенциал данных курсов.

Рассмотрев широкий спектр методологических, содержательных, методических, организационных вопросов, связанных с введением ФГОС и новых предметных Концепций, участники конференции констатировали безусловную важность ее проведения, актуальность обозначенных проблем и тенденций в развитии историко-обществоведческого образования, высокий уровень подготовки и проведения конференции, а также высказали надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Раздел: