27 мая состоялся Областной проблемный семинар «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»
27 мая 2016 года кафедра педагогики, психологии и управления образовательными системами провела Областной проблемный семинар «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
В семинаре приняли участие 169 человек: руководители, заместители руководителей, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели, специалисты образовательных организаций общего и дополнительного образования, а также учреждений социального развития Кировской области.
Участников семинара приветствовал Образцовый детский коллектив, ансамбль эстрадной песни "Детвора" «Дворца творчества – Мемориал» (руководитель Соколова Наталья Александровна, педагог Хоробрых Людмила Ремовна).
В своем приветствии Машарова Татьяна Викторовна, д.п.н., профессор, ректор ИРО Кировской области, и Воронкина Елена Станиславовна, начальник отдела дополнительного образования и воспитания детей и молодежи министерства Кировской области, обозначили актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, раскрыли ее в ракурсе государственной политики защиты прав детей и профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.
Малова Татьяна Васильевна, к.п.н., заведующий кафедрой педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области, охарактеризовала социально-психологические аспекты трудных жизненных ситуаций с опорой на опыт работы педагогов Кировской области и факты, представленные в ежегодном докладе Уполномоченного по правам ребенка В. Шабардина о соблюдении и защите прав и законных интересов ребенка в Кировской области в 2015 году. (Приложение 1).
Царенок Мария Викторовна, к.п.н, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области, в своем выступлении рассказала об использовании восстановительного подхода в работе с семьей по разрешению конфликтов (Приложение 2).
Матанцева Татьяна Николаевна, к.псих.н., доцент кафедры общей и специальной психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (ВятГУ), провела лекцию «Проблемы социализации обучающихся с отклоняющимся поведением» (Приложение 3).
После обеда прошло заседание дискуссионного круглого стола «Социальное партнерство в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации», на котором поделились опытом работы следующие участники:
-
Балыбердин Александр, протоиерей, руководитель Церковно-исторического центра Вятской епархии Русской православной церкви. Из опыта работы «Семья как школа. Семья, оказавшаяся в сложной жизненной ситуации»;
-
Вотинцев Александр Евгеньевич, клинический психолог высшей категории, психотерапевт НУЗ отделения клинической больницы на ст. Киров ОАО РЖД, «Психологическое консультирование подростков в трудной жизненной ситуации (насилие, попытка суицида)» (Приложение 4);
-
Кудинова Светлана Васильевна, методист информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец-творчества – Мемориал» г. Кирова, «Профилактика отклоняющегося поведения у воспитанников» (Приложение 5);
-
Низовских Нина Аркадьевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (ВятГУ), «Из опыта работы «Академия родительского образования» (Приложение 6);
-
Прозорова Мария Николаевна, кандидат педагогических наук, клинический психолог, преподаватель КОГ БОУ СПО «Кировский медицинский колледж», «Из опыта работы по профилактике суицидального поведения»;
-
Соснина Тамара Петровна, методист МКУ ДО «Многофункциональный ресурсный центр» г. Кирово-Чепецка, «Из опыта работы «Сетевое взаимодействие образовательных организаций с учреждениями социальной защиты по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» (Приложение 7);
-
Сухих Елена Аркадьевна, социальный - педагог КОГОБУ ШИ ОВЗ № 3 г. Кирова, «Из опыта работы «Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся в условиях интерната»;
-
Тетерятникова Людмила Николаевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами ИРО Кировской области, «Из опыта работы по профилактике девиантного поведения».
-
Устюжанина Ольга Ильинична, руководитель центра защиты материнства и детства «Моя семья», «Из опыта работы «Технологии социального патронажа дисфункциональных семей»;
-
Чукаева Анна Вячеславовна, методист КОГКУСО «КСРЦН «Вятушка», «Из опыта работы реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (Приложение 8).
Участники круглого стола отметили, что оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, необходимо осуществлять до того, как они оказались в данных социальных условиях. Необходимо с ранних лет формировать у детей правильное представление о семье и браке, оказывая своевременную поддержку и заботу. Социальное партнерство со стороны Православной церкви, органов социальной защиты, учреждений культуры, общественных и некоммерческих организаций позволит семье и образовательным организациям справиться с трудными жизненными ситуациями, в которых оказались дети. Самым главным условием является любовь во всех ее проявлениях.
Особый интерес у участников семинара вызвали мастер-классы и практикумы, подготовленные педагогами-психологами областного методического объединения. Всего было проведено 7 мастер-классов:
1.Кудинова Светлана Васильевна, методист информационно-методического центра КОГОБУ ДО «Дворец-творчества – Мемориал». Проблемная беседа «Волк и ягнёнок» (предотвращение школьной травли); |
2. Прозорова Мария Николаевна, к.п.н., преподаватель кафедры педагогики, психологии и управления образовательными системами. «Мастер-класс «Жизнь прекрасна только потому, что в ней есть ты!»; |
3. Козловских Андрей Геннадьевич, педагог дополнительного образования объединения «Эфир» КОГОБУ ДО «Дворец-творчества – Мемориал». Проблемная беседа по теме «Как сказать «нет» в ситуации риска?»; |
4. Банникова Наталья Владимировна, педагог-психолог МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова. Мастер-класс «Профилактика агрессивного поведения подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях». |
5. Тупицына Екатерина Александровна, психолог КОГОБУ ДО «Дворец-творчества – Мемориал». Проблемная беседа по теме «Как избежать риска при знакомстве?»; |
6. Старикова Ольга Михайловна, педагог-психолог МКДОУ «Детский сад № 84. Мастер-класс «Интерактивные формы работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»; |
7. Некрасова Татьяна Алексеевна, педагог- психолог, и Гасанова Земфира Керимовна, педагог- психолог, МБОУ гимназия №2 г. Кирово-Чепецка. Мастер-класс «Стратегия формирования поведения подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию». |
|
Участники познакомились с опытом работы педагогов-психологов и социальных педагогов в использовании интерактивных форм и методов оказания помощи детям и родителям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Институт развития образования выражает огромную благодарность руководителям и методистам образовательных округов, муниципальных и районных управлений образования за оказанную помощь в организации семинара. Особая благодарность Родыгиной Жанне Валерьевне, директору КОГОБУ ДО «Дворец-творчества – Мемориал».