К 75-летию государственной системы профессионально-технического образования

Профессиональная школа России отмечает в 2015 году 75- летний юбилей. Юбилей - всегда хороший повод осмыслить историю и заглянуть в завтрашний день.

           Официальная дата создания Трудовых резервов - 2 октября 1940 года. В этот день был издан Указ Президиума Верховного совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Для руководства подготовкой молодых рабочих было образовано Главное управление трудовых резервов при Совнаркоме СССР и созданы его местные органы в республиках и областях.

           Цель деятельности государственных трудовых резервов - планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение. Создавались три типа учебных заведений: ремесленное училище (срок обучения 2 года - РУ), железнодорожное училище (2 года - ЖУ), школы фабрично-заводского обучения (6 месяцев обучения - ФЗО). Государство взяло на себя полное материальное обеспечение учащихся. 1 декабря 1940 года проведением торжественных линеек начался первый учебный год. В   Кировской области приняли своих учеников 1 железнодорожное училище, 3 ремесленных училища и 18 школ ФЗО. За первый год было подготовлено почти 7 тысяч молодых рабочих.

            21 июля 1943 года в соответствии с распоряжением Совета народных комиссаров СССР № 12019-р от 19 июня 1943 года было создано добровольное спортивное общество «Трудовые резервы» (с апреля 1991 года физкультурно-спортивная организация «Юность России»), на которое было возложено руководство физическим воспитанием учащихся и организация массовой физкультурно-спортивной работы с ними.

            Училища и школы области подготовили за годы Великой Отечественной войны более 50 тысяч квалифицированных рабочих. В учебных мастерских и цехах предприятий учащиеся изготовляли винтовки, минометы, боеприпасы и другое оружие.

            К 1947 году в области открылись ещё 6 ремесленных училищ, 20 школ ФЗО и 1 строительное училище.

           После войны 600 кировских юношей и девушек были направлены в Донбасс для восстановления металлургических предприятий, шахт, электростанций. Наши учащиеся участвовали в строительстве Московского университета им. Ломоносова, Дворца культуры в Варшаве, в освоении целины, трудились на крупнейших стройках Сибири и Дальнего Востока.

         16 декабря 1953 года Совет Министров СССР принял Постановление «О мерах улучшения подготовки квалифицированных механизаторских кадров для машинно-тракторных и специализированных станций и совхозов», согласно которому 2 специальных ремесленных училища и 4 школы ФЗО были реорганизованы   в училища механизации сельского хозяйства.

         Во исполнение Постановления Совета Министров СССР и в соответствии с приказом Кировского областного управления трудовых резервов в 1954 году в целях организации проведения методической работы и обмена опытом учебных заведений области был организован областной методический кабинет.

18 июля 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР учреждены почётные звания «Заслуженный мастер профтехобразования РСФСР», «Заслуженный учитель профтехобразования РСФСР»

            Согласно Закону, принятому Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 года, «Система Государственных трудовых резервов» реорганизована в «Систему профессионально-технического образования».

              В 1959 году Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР (в ведении которого ранее находились эти учебные заведения) преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

         1 апреля 1959 года согласно приказу Кировского областного управления трудовых резервов на самостоятельный баланс был выделен ансамбль песни и пляски учащихся учебных заведений Кировского областного управления трудовых резервов - в будущем знаменитый ансамбль «Дымка».

      Приказом Кировского областного управления профтехобразования № 125 от 18.05.63 технические, ремесленные, железнодорожные и строительные училища, школы ФЗО и ФЗУ, профтехшколы и училища механизации сельского хозяйства преобразованы с 1 июля 1963 года в городские и сельские профтехучилища. В 1963 году в области насчитывалось 19 сельских профтехучилищ и 32 городских.

       В соответствии с реформой общеобразовательной и профессиональной школы Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление от 12 апреля 1984 года № 315 «О дальнейшем развитии системы профтехобразования и повышение ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров», согласно которому профессионально-технические учебные заведения РСФСР реорганизованы в единый тип - среднее профессиональное техническое училище.

            Руководствуясь приказом Госпрофобра РСФСР № 213 от 04.09.84, областное управление ПТО приказом № 430 от 24.09.84 реорганизовало существующие ПТУ в единый тип - среднее профессионально-техническое училище и установило новую нумерацию действующих училищ. Наряду с профессией в них стали давать молодежи и общее среднее образование. Профтехучилища нового типа завоевали популярность среди молодежи, поскольку их выпускники получали такое же право поступить в любой ВУЗ, как выпускники средних общеобразовательных школ; вдобавок к полноценному образованию они приобретали и надежную рабочую профессию.

 В эти годы в Кировской области 48 средних профессионально- технических училищ осуществляли подготовку квалифицированных рабочих из числа молодёжи по профессиям и срокам обучения в зависимости от уровня образования поступающих. На проведённых в том году педагогических советах особое внимание было уделено рассмотрению вопросов коренного улучшения качества обучения, укрепления учебно-материальной базы училищ, укомплектованию их инженерно-педагогическими кадрами, усилению роли коллективов базовых предприятий, становлению и повышению роли средних профтехучилищ как основной формы планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров. Придавая большое значение системе профессионально-технического образования, государство затрачивало большие средства на содержание не только профессионально-технических училищ, но и самих учащихся, на оказание им различного вида материальной поддержки. Так, в период обучения, учащиеся большинства ПТУ находились на полном государственном обеспечении: им предоставлялось общежитие, питание, форменное обмундирование, выплачивалась стипендия. В 70-80-х годах шла активная наработка опыта работы средних профтехучилищ, особенно в вопросах совершенствования преподавания общеобразовательных предметов. Практически ежегодно принимались государственные решения и постановления по дальнейшему развитию и совершенствованию профессионально-технического образования страны, повышению роли и доли ПТО во всеобщем среднем образовании молодежи

        В 1988 году решением правительства Государственный комитет по профессиональному образованию и Министерство народного образования были объединены в единый орган - Государственный комитет по народному образованию, в РСФСР - Министерство образования Российской Федерации. Решением исполнительного комитета совета народных депутатов Кировской области №456 от 05.09.1988 «О структуре управления народным образованием области» упразднены областной отдел народного образования и областное управление профессионально-технического образования и образовано Областное управление народным образованием Кировской области.

         В 1991-1993 годах в области приказами Министерства образования РФ и Департамента образования на базе существующих профессионально-технических училищ было открыто 6 высших профессиональных училищ: 2 технических лицея (ПТУ№2, ПТУ№14), строительный лицей (ПТУ№13), агролицеи (ПТУ№34 ПТУ №45), коммерческий лицей (ПТУ№49) стали учебными заведениями интегрированного типа, обеспечивающими повышенную подготовку квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена. В дальнейшем приказом Департамента образования №7-324 от 23.09.1994 года существующие профессиональные учебные заведения были преобразованы в профессиональные училища, а высшие профессиональные училища (ВПУ) в профессиональные лицеи-центры непрерывного профессионального образования.

    Впервые уровень начального профессионального образования был закреплен законом Российской Федерации «Об образовании», подписанным 10 июля 1992 года. В 90-х годах система начального профессионального образования переживала трудные времена. Останавливались, а некоторые убыточные предприятия закрывались, для которых ПУ готовили рабочие кадры. Возникла безработица, а с ней - проблемы трудоустройства молодежи, получившей профессию. Резко сократилось финансирование из федерального бюджета, практически ликвидируется институт базовых предприятий, ухудшается материально-техническое обеспечение

        21 июля 1997 года Постановлением Правительства РФ № 908 одобрена Концепция реформирования системы начального профессионального образования на 1997-2001 гг. которая предусматривала поэтапную передачу учреждений начального профессионального образования на региональный бюджет. В Кировской области учреждения начального профессионального образования были переданы в ведение Департамента образования в 2005 году.

          В соответствии с федеральным законом № 260 от 10 ноября 2009 года с 1 сентября 2011 года образовательные учреждения (ОУ) НПО начали реализовывать основные профессиональные образовательные программы, основанные на федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения, реализация которых призвана обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность всех уровней образования.       

      С 2002 по 2013 годы в Кировской области прошла реорганизация образовательных учреждений НПО в образовательные учреждения среднего профессионального образования(СПО).

        Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование стало включать в себя два уровня образовательных программ:

- подготовка квалифицированных рабочих (служащих) (в настоящее время это образовательные программы начального профессионального образования);

- подготовка специалистов среднего звена.

Таким образом, начальное профессиональное образование включено в систему среднего профессионального образования.

В настоящее время система профессиональной подготовки рабочих кадров, созданная в нашей стране еще в советскую эпоху активно реформируется, реагируя на вызовы современной рыночной экономики  На территории Кировской области осуществляет образовательную деятельность развитая сеть профессиональных образовательных организаций, которые готовят рабочих и специалистов для машиностроения и металлообработки, деревообрабаты­вающей промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли и общественного питания, сферы сервиса, отраслей педагогики, культуры, медицины, с общим количеством обучающихся более 23 тысяч. Из 38 профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Кировской области, 23 реализуют программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих.  

       Региональная политика в сфере профессионального образования формируется в соответствии с приоритетными направлениями «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», реализуется через такие программные документы регионального уровня, как Государственная программа Кировской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы, «План мероприятий «Изменения в отрасли образования Кировской области, направленные на повышение ее эффективности («дорожная карта»)», и направлена на приведение системы подготовки кадров в соответствие с потребностями регионального рынка труда, укрепление потенциала среднего профессионального образования и повышение качества образовательных услуг.

В рамках модернизации региональной системы профессионального образования приоритеты в подготовке рабочих кадров и специалистов в системе среднего профессионального образования и выстраивании взаимодействия с рынком труда принадлежат таким инновационным структурам, как ресурсные центры и многофункциональные центры прикладных квалификаций. В регионе функционирует 10 Ресурсных Центров по укрупнённым группам профессий.

В 2014 году на базе Вятского электромашиностроительного техникума открыт первый многофункциональный центр прикладных квалификаций по профилю машиностроения и металлообработки, в котором прошли обучение рабочие и специалисты ОАО «Шинный комплекс «АМТЕЛ - ПОВОЛЖЬЕ» и ОАО «Машиностроительный завод «Лепсе» (по профессиям «Наладчик станков и оборудования в механообработке», «Слесарь», «Сварщик») и студенты профильных техникумов. С сентября 2015 года начнет работу МФЦ на базе Вятского автомобильно-промышленного колледжа, деятельность которого будет ориентирована на ведущие предприятия г. Кирово-Чепецка (ОАО «ВЭЛКОНТ» и ОАО «УРАЛХИМ»).

В области создаются условия для профессионального обучения и получения среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.   Для детей, имеющих особые образовательные потребности, в техникумах и колледжах открыты специализированные коррекционные группы. Ежегодно в них поступают для обучения по адаптированным   программам более 70% выпускников коррекционных учреждений VIII вида. В настоящее время в подведомственных учреждениях обучаются 933 человека с ОВЗ и 73 инвалида, что составляет 13% от общего количества обучающихся. В рамках реализации подпрограммы «Доступная среда» в 9 техникумах (колледжах) проведены мероприятия по созданию универсальной «безбарьерной» среды.  На строительство пандусов, входных групп, оборудование израсходовано 20200 тыс. рублей (4500,0 тыс. рублей из областного бюджета и 15700 тыс. рублей из средств федерального бюджета).

       Основные направления инноваций в профессиональном образовании Кировской области исходят из задач, функций образовательной системы и комплексного анализа существующих проблем. На сегодняшний день в регионе работает одна федеральная и три региональные инновационные площадки по различным направлениям деятельности профессиональных образовательных организаций. Вятский электромашиностроительный техникум и Кировский лесопромышленный колледж изучают проблемы внедрения элементов дуального обучения. Вятско-Полянский механический техникум разрабатывает опережающие программы профессионального обучения, Кировский педагогический колледж – диагностический инструментарий для оценки общих компетенций студентов.

           На огромной планете Земля более 250 государств. И среди них нет ни одного, кто бы обходился без системы профессионального образования. Она нужна экономике, молодому поколению, ищущему себя в жизни.  Её место в XXI веке определит успехи в экономической сфере, способность человечества сделать новый рывок в будущее.

Раздел: