Научная, аналитическая и инновационная деятельность

Научная и инновационная деятельность Института в 2018 году

Направлениями научно-исследовательской и инновационной деятельности в Институте являются:

  • научно-методическое сопровождение реализации ФГОС;
  • развитие проектной деятельности во взаимодействии с заинтересованными субъектами региональной системы образования и других ведомств, в том числе в рамках национального проекта «Образование»;
  • развитие инновационной деятельности образовательных организаций региона;
  • мониторинговые исследования и информационно-аналитическое обеспечение системы образования региона и др.

В рамках научной и инновационной работы в 2018 году сотрудниками Института решались следующие задачи:

  1. обеспечение научно-методического сопровождения руководящих и педагогических кадров образовательных организаций региона в условиях реализации ФГОС дошкольного, начального общего и основного общего, среднего профессионального образования;
  2. научное обоснование и разработка технологических решений, актуальных для системы образования региона проблем: управления качеством образования, сопровождение системы оценки качества образования и др.;
  3. научно-методическая поддержка и развитие инновационных инициатив субъектов системы образования Кировской области;
  4. проведение научно-методических мероприятий (научно-практических конференций, семинаров, вебинаров, конкурсов и др.);
  5. обобщение и распространение инновационного педагогического опыта;
  6. обеспечение качества издаваемых информационных и научно-методических материалов.

Доля сотрудников, имеющих ученую степень кандидата наук, составила 52,8% (без учета внешних совместителей - 53,8%). Над диссертационными исследованиями на соискание ученой степени кандидата наук работают 2 штатных сотрудника и 2 совместителя. Предполагаемые сроки защиты 2019-2020 гг.

В связи с майским Указом Президента России В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в нашей стране разработан национальный проект «Образование».

В Кировской области подготовлены и утверждены региональные паспорта по 8 проектам нацпроекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность». Три паспорта были разработаны Институтом: «Учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей», «Социальная активность». Проекты планируется реализовывать комплексно, в них будут вовлечены все типы образовательных организаций и все участники образовательного процесса – дети, педагоги, родители, а также работодатели и представители общественных объединений. 

В сентябре 2018 года Институт принимал участие в конкурсном отборе на получение статуса федеральной инновационной площадки. На конкурс был направлен проект «Сопровождение профессионального роста педагога в рамках реализации инновационной модели управления образовательной организацией». В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.12.2018 № 318 «О федеральных инновационных площадках» Институту развития образования Кировской области был присвоен статус Федеральной инновационной площадки. Проект призван обеспечить потребности областной системы образования в квалифицированных педагогических кадрах в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, национальной системы учительского роста, повышение профессионального уровня руководящих и педагогических работников. 

В 2018 году в Институте состоялись мероприятия по формированию управленческих профессиональных компетенций, организованные Институтом проблем образовательной политики «Эврика» с участием Института развития образования Кировской области для руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, в т.ч. «опорных школ», педагогических работников.

Во время семинаров была осуществлена работа по обеспечению сопровождения внедрения эффективных региональных моделей управления образовательными организациями, направленных на повышение качества предоставляемого ими образования.

Кировская область вошла в число трех регионов, которые были выбраны местом проведения образовательных стажировок Института проблем образовательной политики «Эврика» на базе лучших практик по созданию условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

В 2018 году Институт принял участие во Всероссийском конкурсе «Проектный Олимп», организатором которого является Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, в двух номинациях «Системы управления проектной деятельностью организации в государственных корпорациях, компаниях с государственным участием, коммерческих и общественных организациях, а также институтах развития», а также в номинации «Гибкие подходы к управлению проектами».

В 2017 году Институт вышел в финал Конкурса, став единственным финалистом конкурса среди Институтов развития образования субъектов РФ, представив комплексную систему управления проектной деятельностью. Награждение проходило в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.

В Институте функционирует ресурсный центр в рамках международного проекта «Немецкий – первый второй иностранный». По результатам отборочного конкурса Кировская область была выбрана в качестве одного из 44 российских регионов, в которых Немецкий культурный центр Института имени Гёте в Москве реализовывал данный проект. В 2018 году от Кировской области в нем приняли участие 22 общеобразовательные организации. В рамках проекта оказывается поддержка общеобразовательным организациям, которые ввели изучение немецкого языка в качестве второго иностранного. 

С целью разработки инновационных моделей управления образовательной организацией Институт осуществляет научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок. В соответствии с распоряжением министерства образования Кировской области региональным оператором по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры является Институт развития образования Кировской области. Приказом министерства образования Кировской области от 19.02.2018 № 5-359 утвержден перечень образовательных организаций, которым присвоен статус региональной инновационной площадки. Общее количество организаций – 96 (организации-кураторы - Институт развития образования Кировской области, Вятский государственный университет, Волго-Вятский региональный научно-образовательный центр Российской академии образования).

ИРО Кировской области курирует деятельность 66 образовательных организаций. Таким образом, наблюдается увеличение количества региональных инновационных площадок, курируемых Институтом (в 2017 году их количество составляло 52).

Основными направлениями деятельности площадок являются:

  1. разработка и внедрение современных моделей управления образовательных организаций;
  2. развитие региональной модели непрерывного образования и профессионального роста педагогических кадров образовательных организаций Кировской области;
  3. развитие механизмов взаимодействия системы образования, государственных структур и др.

Стоит отметить, что 7 областных общеобразовательных организаций с 2018 по 2020 годы под кураторством Института развития образования Кировской области являются региональными инновационными площадками по теме «Опорная школа как ресурсный центр по созданию условий для организации единого образовательного пространства муниципалитета».

Региональные инновационные площадки, организацией-куратором которых является Институт развития образования Кировской области представлены во всех образовательных округах региона.

С целью информационной открытости о деятельности РИП на сайте ИРО Кировской области создан раздел по направлениям работы РИП, начиная с 2014 года, на котором можно не только увидеть темы, над которыми работают образовательные организации, но и отследить процесс и динамику работы площадки.

Эффективность работы инновационных площадок определяется как в ходе внутреннего мониторинга, осуществляемого образовательной организацией, так и в ходе независимой оценки предоставляемых в координирующий орган промежуточных отчетов.

Кроме того, ИРО Кировской области были разработаны и согласованы с представителями ВятГУ и Волго-Вятским региональным научно-образовательным центром подготовлены и утверждены региональным министерством предложения о минимальных формализованных требованиях к результатам работы региональных инновационных площадок:

  • готовность разработанных продуктов к широкому применению;
  • наличие качественно оформленной отчетной документации проекта (программы);
  • наличие прогноза дальнейшего развития проекта (программы);
  • наличие сетевого взаимодействия с другими субъектами образовательной политики (установлены партнерские взаимоотношения в рамках региональной инновационной площадки с родительской общественностью, с организациями дополнительного образования, с некоммерческими организациями и т.п.);
  • наличие информационного сопровождения проекта (программы) (наличие полной и актуальной информации на сайте образовательной организации, на других сайтах, в СМИ);
  • удовлетворенность обучающихся и их родителей (законных представителей) результатами проекта (программы) (определяется посредством проведения социологических опросов).

Данная практика позволяет обеспечить развивающее оценивание, дает возможность выявить положительные стороны и эффекты работы площадки, влияние проводимых мероприятий на повышение качества образовательного процесса. Результаты деятельности региональных инновационных площадок представлены методическими рекомендациями, электронными пособиями, дидактическими материалами, сборниками практических материалов, обобщающими деятельность РИП.

За 2018 год кафедрами и центрами Института подготовлено и проведено более 180 мероприятий всероссийского, межрегионального и областного уровней, в ктором приняли участие свыше 21 тыс. человек:

В 2018 году состоялись множество конференций различного уровня: Всероссийская научно-практическая конференция «Школьная медиация: теория, практика, перспективы развития», Межрегиональная научно-практическая конференция «Педагог: профессия, призвание, судьба». Областные научно-практические конференции: «Ресурсы успешности социокультурной модернизации дошкольного образования»; «Формирование и оценка образовательных результатов обучающихся по русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОС»; «Инклюзивное образование: стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики»; «Инновационные процессы в физико-математическом и информационно-технологическом образовании», «Профориентационная деятельность, как инструмент управления качеством образования» и др.

Также Институт стал организатором площадок по проведению в регионе экономического, этнографического и географического диктантов, в которых приняли участие школьники, студенты, педагоги образовательных организаций и сотрудники Института.

В целях реализации единых подходов к функционированию внешней и внутренней оценки качества образования в 2018 году на кафедрах Института функционирует 15 творческих лабораторий. В рамках реализации творческих лабораторий реализуется:

  • разработка пакета документов, методических материалов, сопровождающих деятельность служб примирения (медиации), с применением восстановительных технологий в образовательных организациях Кировской области;
  • практическое применение учебно-методических материалов ИРО, сопровождающих деятельность служб примирения, овладение слушателями спектром восстановительных технологий;
  • научно-методическое сопровождение повышения уровня профессиональной готовности педагогов к осуществлению сотворческой деятельности, освоение и внедрение инновационных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС, создание условий для развития творческого потенциала личности педагога;
  • рассмотрение вопросов нормативно-правового обеспечения введения образовательной и соревновательной робототехники в условиях реализации ФГОС, методики проведения занятий и др.

В целях реализации научно-методического сопровождения организации порядка получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, была создана творческая лаборатория областных государственных общеобразовательных организаций Кировской области («вечерних школ») по теме «Актуальные вопросы организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы».

Также в 2018 году функционировало 10 методический площадок, целью которых являлось создание научно-методических, информационных и организационных условий для повышения качества общего образования в Кировской области.

Основными направлениями взаимодействия с регионами Российской Федерации является развитие научных и инновационных процессов в сфере образования: сотрудничество в проведении научно-практических конференций, конкурсов, семинаров и др.; курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников.

КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» заключены следующие соглашения о межрегиональном сотрудничестве, действующие, в том числе, в 2018 году с организациями: ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»; ГБУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы»; ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет «СТАНКИН»; ООО «Лаборатория Интеллектуальных Технологий «ЛИНТЕХ» инновационного центра «Сколково»; МБУ «Центр педагогической диагностики и консультирования детей и подростков г. Сочи»; МБУ «Станция юных техников г. Сочи»; ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок» и др.

В рамках данных соглашений представители КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» и организаций-партнеров принимают участие в конференциях, семинарах, вебинарах и др.

Так, в период с 20 сентября по 3 октября в Республике Абхазия кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования Института развития образования организовала проведение ежегодного методического лагеря «Интегрированное (инклюзивное) образование для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС».

Институтом развития образования были проведены 32 плановых (7 ежеквартальных и 25 годовых) и 20 внеплановых мониторинговых исследований.

Среди плановых можно отметить следующие:

  • Анализ работы организаций по противодействию коррупции в подведомственных министерству образования организациях;
  • Мониторинг повышения квалификации руководителей и заместителей руководителей подведомственных министерству образования организаций;
  • Реализация комплекса мер по работе школ, показывающих стабильно низкие результаты;
  • Готовность общеобразовательных организаций к введению ФГОС ОВЗ и реализации ФГОС ОВЗ;
  • Реализация регионального проекта «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям в Кировской области» (ТОП-50);
  • Потребность работников образовательных организаций в повышении квалификации (в разрезе типов образовательных организаций и должностей работников, в том числе не связанных с педагогической деятельностью);
  • Количество аттестованных и прошедших квалификацию (за последние 3 года) руководящих и педагогических работников образовательных организаций Кировской области;
  • Информация об обеспечении учащихся общеобразовательных организаций бесплатными учебниками и иными учебными пособиями и др.

В 2018 году подготовлены различного рода аналитические материалы: результаты апробации технологии и инструментария внешней оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования, анализ результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР в 2018 году, аналитические материалы по результатам проведения оценки эффективности деятельности областных государственных образовательных организаций и т.д.

Результаты научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава Института реализуются в виде научных и учебных изданий.

Учебно-методические пособия и методические рекомендации, рабочие программы по учебным предметам в электронном виде направляются в отделы образовательных округов, муниципальные органы управления образования; распространяются через курсовую подготовку педагогов.